Пейзажная съемка. Рекомендации. Особенности пейзажной фотосъемки Оборудование не так важно

До этого поста я писал только о путешествиях, но сегодня я нарушу традицию и поделюсь с читателями ЖЖ небольшой статьей о съемке пейзажей, которую я написал для одного из фотожурналов.
Подробно объяснять все нюансы и грузить фото-терминами я не стал, поэтому простым языком объяснил какие аспекты необходимо учитывать в процессе съемки и при подготовке к ней.

Мне наиболее близка пейзажная тематика, поэтому своей статье я хочу рассказать о съемке именно в этом жанре.
Сразу скажу, что этому ремеслу я никогда и нигде не учился, диплома выпускника фотошколы не имею. Все пришло как-то само собой. Свою первую зеркальную камеру я купил три с половиной года назад, так ей до сих пор и пользуюсь. За это время мне удалось сделать несколько десятков хороших кадров и написать более 50 фоторепортажей. Кто-то даже считает, что у меня получается снимать шедевры, но со стороны, наверное, виднее.

К сожалению, у меня пока не так много возможностей и свободного времени для путешествий, но при первом удобном случае я стараюсь вырываться из паутины повседневности куда-нибудь подальше от города на природу, прихватив с собой камеру. В первую очередь я еду отдохнуть душой, разгрузиться эмоционально и отвлечься. В голове у меня нет мыслей во что бы то ни стало снять шедевр, скорее наоборот мне кажется, что до этого я уже выдал максимум своих возможностей и лучшего кадра, чем были до этого уже никогда не будет.
Очень часто мы путешествуем всей семьей или с друзьями...

Детство, проведенное летом в деревне, по всей видимости, оставили отпечаток в моем сознании, поэтому многие свои пейзажи я снимаю в русской глубинке. Мне очень нравится величие и многообразие русской природы, необыкновенные по красоте памятники деревянного зодчества, отдаленные и полузаброшенные деревни и привычные каждому русскому человеку покосившиеся избушки и заборы...
Такие картинки меня очень впечатляют!

Профессионалы же считают, что жанр "пейзаж" не совсем подходит ко многим моим фотографиям: некоторые сайты, а также организаторы большинства фотоконкурсов определяют мои снимки в раздел "архитектура" или "культурное наследие". Но я фотографирую то, что мне близко и радует глаз и мне без разницы каким жанром это именуется. Я бы назвал свои работы просто "Фото для души".

На традиционный вопрос: "Как это снято?" можно рассуждать долго и развернуто, но в формате этой публикации я бы хотел кратко пробежаться по основным моментам, которые позволяют мне делать хорошие фотографии.

Подготовка к съемке

Ни один более-менее приличный кадр я не снял случайно. Все мои путешествия и короткие вылазки хорошо спланированы и подготовлены...
Самым важным аспектом в пейзажной фотографии я считаю выбор места съемки (так называемая локация). Можно сколько угодно фотографировать красивый вид на парк из окна, топтать берег близлежащего озера в поисках идеального кадра или снимать закат у ближайшей рощи. Возможно, у вас и получится сделать несколько хороших фотографий, но самые красивые работы вы будете получать только перемещаясь во времени и пространстве.

В школьные годы я серьезно занимался спортивным ориентированием, участвовал во всероссийских и международных соревнованиях, попутно занимался и туризмом, поэтому относительно хорошо разбираюсь в картах. Это мне очень помогает в выборе локации и подготовке маршрута. Я бы даже сказал, что изучение карт и местности - это сопутствующее фотографии увлечение.
Нынешние возможности интернета поистине безграничны, поэтому все идеи рождаются после изучения информации из всемирной сети.

На картах Google maps, Google Earth, Wikimapia, Panoramio (приказал долго жить) - я смотрю фотографии и уникальные места со спутников. По многим дорогам, к слову, в Google maps можно "прокатиться" на виртуальной машине и предварительно промониторить окрестности. На популярных у фотографов сайтах, форумах путешественников, а также в сетях ищу интересные заметки, статьи. О памятниках деревянного зодчества много информации на сайте Соборы.ру. Отдельно хотел бы отметить заповедники, национальные и природные парки. Эти территории по определению должны представлять интерес для пейзажистов. Всю полученную информацию складываю воедино и получаю оптимальный маршрут.

Чтобы добраться до некоторых локаций иногда приходится предусматривать дополнительные средства передвижения, такие как лодка, велосипед или лыжи.
Если есть возможность, то лучше посетить объект перед съемкой, провести разведку и "примерить" ракурсы, - лишним это не будет.
Я бываю как на объектах "паломничества" фотографов, так и в местах, куда фотографы еще не добирались. Второй вариант мне нравится намного больше, так как на выходе зачастую получается неожиданно приятный результат и всегда уникальная картинка. В тех районах, где до меня уже сделали десятки или сотни кадров, я стараюсь подойти к съемке нестандартно и привнести в снимок что-то свое.

8

Выбор времени для съемки

Это второй момент, о котором хотелось бы сказать. Большинство своих кадров я делаю в так называемое "режимное" время: примерно час после рассвета и час до заката. Мягкий и теплый свет придает снимку сочности и насыщенности красками и детализирует текстуру объектов. Переходы между яркими и темными областями получаются более плавными.
Кроме этого в утренние и (реже) вечерние часы велика вероятность образования туманов, которые подчеркивают глубину изображения, красиво рассеивают свет и размывают контуры предметов, делая фотографии более таинственными и сказочными.

Естественно, важно понимать, где окажется источник света в момент съемки. Для этого в интернете я смотрю точное время восхода-захода солнца, а потом, ориентируясь по сторонам горизонта, накладываю направление движения светила на карту.
Ну, и конечно же самое главное - погода.
Когда выбранная точка съемки находится недалеко, то достаточно просто посмотреть за окно и на обещания синоптиков в телефоне. А если ехать придется долго, то я знакомлюсь с прогнозом как минимум в трех источниках и смотрю предполагаемую карту движения атмосферных фронтов. Она помогает корректировать маршрут прямо по ходу движения.
Проанализировав вышеупомянутые моменты, у меня в голове уже есть четкий график движения и примерные картинки, которые впоследствии окажутся на матрице моего фотоаппарата. Надо сказать, что осуществить задуманное получается почти всегда, но в некоторые места приходиться возвращаться повторно...

Техническая составляющая

Снимаю я на Sony A65 и три объектива: Sony CZ16-80, Minolta 70-300, Samyang 8мм. Есть еще портретный фикс Sony SAL-50F18.
Первый объектив универсальный, им я снимаю около 80% всех кадров. Он обладает отличной резкостью и цветопередачей.
Пейзажные кадры делаю в основном на прикрытой до f/8 - f/13 диафрагме (это обеспечивает максимальную резкость по всему кадру) с минимально возможным значением ИСО в режиме авто (не всегда) фокуса. Все эти параметры, включая выдержку, выставляю в ручном режиме. Если есть необходимость получить в кадре красивые лучи от солнца можно прикрыть диафрагму и побольше.
Кадр записываю на карту памяти в формате jpg и raw, причем второй мне нужен только для подстраховки, если вдруг придется вытягивать тени или света. Из теней информация восстанавливается намного лучше, чем из засвеченных областей, поэтому чаще всего пейзаж снимаю с недодержкой.

Да простят меня многие фотографы, но я крайне редко использую штатив. Понятно, что в ночное время, при недостаточной освещенности и т.п. условиям без него никуда. Но в режимные часы свет меняется стремительно и мне его, как правило, хватает. Иногда даже приходится совершать пробежки от одной точки съемки к другой, чтобы не упустить момент. Но я бегать люблю и лишняя зарядка никогда не помешает:) Тринога же в этой ситуации значительно уменьшает оперативность. Иногда снимаю с брекетингом по экспозиции, но и здесь мне штатив, как правило, не нужен. Даже панорамные снимки в 90% случаев я делаю с рук.

О панорамной съемке

Некоторые свои работы я делаю в панорамной технике - сшиваю несколько кадров, снятых с одной точки с наложением. Выглядят такие снимки в итоговом варианте как совсем обычные. И дело здесь вовсе не в желании снимать сцены для плакатов или получать запредельные пиксели, просто панорама дает объем, глубину и резкость всему кадру, позволяет устремить взгляд зрителя от переднего плана к среднему и заднему, создать эффект присутствия в кадре, ну и само собой дает более широкий охват.

Мне очень нравятся фото с интересным передним планом, поэтому построение кадра (будь это панорама или одиночный снимок) я стараюсь начинать именно с него. В качестве переднего плана можно использовать камни, цветы, листья и т.п. Если зацепиться взгляду не за что, можно импровизировать, притащив, например, какую-нибудь корягу.

Обработка

Постобработку кадров я выполняю в программе фотошоп Ps5. Правлю главным образом тени-света, контрастность, насыщенность, применяю фильтры и иногда технологию расширения динамического диапазона снимка (HDR). Фотоколлажи я не приветствую. В фотошопе сшиваю и панорамы, по большей части в автоматическом режиме. Руками дорабатываю несостыковки и геометрию.
Следует отметить, что использование фоторедактора позволяет улучшить кадр, но при этом исходник должен быть выполнен качественно. Если снимок откровенно не получился, то никакой редактор ничего путевого из него не сделает.

Ко многим своим кадрам я отношусь критично. Так получается, что в момент съемки какие-то моменты упускаешь из виду, а какими-то нюансами просто пренебрегаешь. По прошествии какого-то времени начинаешь понимать, что можно было снять и лучше.
Вот, вкратце, и все. Но, возможно, что-то упустил.

Резюмируя все вышеизложенное, хочу сказать следующее: если вы занимаетесь фотографией, делайте это с душой, относитесь к делу творчески и совершенствуйте свое мастерство. Ответственно подходите к выбору места съемки, планируйте маршрут, изучайте погоду…

Желаю всем удачи, интересных путешествий и красивых запоминающихся кадров!

— жанр изобразительного искусства, основной задачей которого является отображение окружающей природы как в первозданном её виде, так и в изменённом человеком в той или иной степени. Поскольку фотография является одним из видов изобразительного искусства, пейзажная фотография полностью соответствует этому определению. Главным изобразительным центром пейзажной фотографии является природа во всех её проявлениях.

Конечно же пейзаж, как жанр, появился задолго до изобретения фотографии - в живописи. И отточенные столетиями художественные средства изображения пейзажа сформировали ряд необходимых условий, обязательных для этого жанра фотографии. Линейная перспектива , тональная (воздушная) перспектива, оптическая перспектива, композиция кадра , световое пространство и цвет — вот главные характеристики пейзажной фотографии, способные не только очень точно передать состояние окружающей природы в определённый момент времени, но и выделить смысловой центр снимка без применения дополнительных манипулятивных техник. И несмотря на то, что в пейзажной фотографии допускается присутствие в кадре людей или животных, им однозначно отводится роль стаффажа — элемента пейзажа, существующего для оживления изображения и играющего в этом изображении второстепенную роль.

По сути пейзажная фотография — это документальная фотография о природе. По виду изображаемого пространства пейзажная фотография может быть земной, водной, астрономической и метеорологической. Земная пейзажная фотография изображает ландшафт, рельеф и растительность и при этом бывает сельской и городской.

Водный пейзаж (морской пейзаж , марина ) — это изображение водной (морской) стихии.

Астрономическая пейзажная фотография изображает небеса (звёзды, созвездия, Солнце, Луна),

а метеорологическая — погоду и осадки (туман, дождь, тучи, смерчь и т. д.).

По способу изображения пространства пейзажная фотография может быть камерной и панорамной. Камерная фотография в данном случае не подразумевает узкого круга зрителей, а выражает чисто техническую характеристику — небольшой, узкий угол обзора изображаемого пространства.

Панорамная пейзажная фотография является абсолютной противоположностью — это фотография, угол обзора которой может превышать зачастую 180 градусов.

По степени восприятия зрителем пейзаж может быть по аналогии с музыкой минорным или мажорным. Трагичным или торжественным. Унылым или весёлым. В решении этой задачи фотографу на помощь приходит теория цвета , а именно один из её разделов — психология цвета . Зная, какие цвета и как действуют на сознание зрителя, фотограф может настраивать цветовой баланс композиции пейзажа для достижения конкретного результата. При этом в пейзаже не всегда холодные оттенки могут создавать атмосферу враждебности, а тёплые - дружелюбия. Мелкая цветная растительность на фоне чёрных грозовых туч выглядит беззащитно, а снимок в целом вызывает чувство тревоги, в то время как холодный Эльбрус вызывает трепет и восторг своим величием.

Безусловно, в одном снимке с лёгкостью могут перекликаться одновременно несколько перечисленных природных пространств и состояний, но важным в этом случае для пейзажного фотографа будет решить, что именно в данном снимке является смысловым центром , и выделить этот центр при помощи изобразительных средств перспективы , композиции , света , цвета .

Если такого центра нет, то пейзажная фотография носит чисто эстетический, повествовательно-конкретный характер и используется в декоративных, научных или публицистических целях. Именно к категории эстетической по восприятию относится пейзажная фотография-пленэр — правдивая передача в изображении природы красочного богатства изменений цвета в естественных условиях под воздействием солнечного света и атмосферы.

Если в пейзажной фотографии всё же присутствует смысловой центр, то такой пейзаж будет заряжен эмоционально-драматической (или эпической) энергией и обретёт черты художественной пейзажной фотографии .

Наряду с обязательными условиями создания пейзажной фотографии существует и ряд условий, носящих специфический характер — динамичность , ракурс , подробность. Учитывая, что фотография является статичным и беззвучным видом изобразительного искусства, именно в фото пейзаже наиболее трудно передать те или иные атмосферные явления с большой точностью. Как на фотографии пустыни показать сильный ветер? Как горные исполины изобразить более величественно? Именно в этих случаях пейзажного фотографа спасают знания о динамике кадра, точке съёмки и ракурсе.

Большое распространение в наше время получила туристическая пейзажная фотография . Не являясь по сути отдельным жанром, туристическая пейзажная фотография стала очень популярной благодаря как доступности фототехники, так и возможности посещать самые отдалённые уголки нашей планеты.

Главная особенность пейзажной фотографии заключается в её доступности. Она не требует никаких декораций и постановочных трюков, она не зависит от настроения фотомодели и предпочтений заказчика. Она зависит от окружающей природы и погодных условий. И в этом смысле пейзажная фотография неповторима. Будь то парк или аллея в черте города, а может горный массив или тихая гладь озера за его пределами — везде, где бы Вы не находились, на отдыхе или в командировке, в своей стране или за её пределами, везде присутствует она — природа — потрясающее естественное пространство, способное менять форму, содержание и цвет ежеминутно, изо дня в день, круглый год, на протяжении тысячелетий... И даже если пейзажная фотография, сделанная Вами, не будет содержать никакого смыслового ядра, она всегда будет эстетична, а значит, всегда будет напоминать Вам о сущности и формах прекрасного.

Статьи

11.08.2016

Пейзаж в фотографии, как в живописи, (от французского слова «paysage» и «pays», что в переводе означает «местность») - самостоятельный жанр, в котором главным объектом для изображения является природа: леса и поля, горы и моря и другие ее объекты и проявления.

Виды пейзажной фотографии

Помимо привычного нам «природного» фото-пейзажа существует еще «городской», который заключается в отражении многообразия городской жизни с дорогами и автомобилями, зданиями и тротуарами.

Также есть пейзаж «индустриальный» - к нему относятся фотографии, содержащие картины стройки, заводов, промышленных предприятий.

Иногда говорят о «сельском» пейзаже, цель которого показать сельской жизни на фотографии: дома, колодцы, дороги и т.п.

Изо всех жанров фотоискусства, пейзажная фотография является самой популярной, но не самой простой. Перед фотографом стоит задача уловить и совместить в одном снимке наиболее выразительное сочетание неба и земли, передать и дополнить все это окружающими цветами, освещением, игрой ветра, масштабами и ощущением времени, поймать и запечатлеть один единственный, наиболее полный и яркий момент жизни природы или города.

Особенности съемки природного пейзажа

Если мы говорим о фотографиях природы, то, для того чтобы сделать хороший кадр, человек должен очень любить и понимать природу, уметь видеть в ней красоту, быть наблюдательным и внимательным.

Во всех пейзажах, вне зависимости от того, что на них изображено - есть одно общее явление, имеющее над зрителями и фотографом особую власть … это небо. Огромное разнообразие неба - облачного, грозового, ясного, раскрашенного лучами закатного или рассветного солнца позволяет снимать разнообразные по эмоциональной нагрузке фотографии с одного и того же единственного места.

Не менее любимая для съемки пейзажей и вода - реки, моря, озера. Особый интерес предоставляет темная фактура воды, передающая различные настроения; окрашенная «солнечной» или «лунной» дорожками вода может подарить зрителю ощущения ночи или вечера, а при различном освещении водоемы могут создать эффект как теплого, так и холодного дня.

Съемка в горах также привлекает множество фотографов величием и красотой горных массивов, чистым воздухом и природной игрой света и теней.

Случается и такое, что на снимке имеется и несколько планов глубины пространства. Так, например, в солнечный день лес может выглядеть просто как темная полоса, некая непроработанная масса, однако изменив яркость или угол съемки, используя специальные фильтры, можно получить хорошую перспективу.

Ошибочно считать, что наиболее благоприятным для съемки является солнечный день. В пасмурную погоду, туман, снег или дождь можно найти немало интересных тем и объектов и передать соответствующее настроение природы и времени года.

Образы людей и других объектов в пейзажной фотографии

Для того чтобы подчеркнуть глубину передаваемого пространства и его масштаб, фотографы часто размещают на первом плане арки или здания, деревья или даже людей и животных, чтобы у зрителя произошло сравнение близких и дальних объектов.

При изображении людей на фото-пейзажах необходимо помнить правила:

  • человек должен оставаться на фоне природы, не привлекая на себя основное внимание;
  • человек должен оживлять собой пейзаж, привносить в него что-то важное и нужное, а не быть лишним объектом;
  • в обоих случаях человек не должен отвлекать от красоты окружающей природы и не быть центральным объектом.

К городскому пейзажу это тоже относится. Все объекты должны быть продуманы и не мешать друг другу.

Интересные публикации на сайте

Елена Петрова, амбассадор компании Fujifilm в России, пейзажный фотограф и опытный тревел-блогер делится советами по работе с композицией при съёмке пейзажей.

Главная задача фотографа – привлечь внимание зрителя. Для этого пространство в кадре должно быть структурировано таким образом чтобы направлять взгляд зрителя и “указывать” ему на ключевые элементы.

Именно поэтому очень полезно знать каким именно “правилам” подчиняется восприятие человека. Изучением того как именно люди “рассматривают” изображения занимался Альфред Лукьянович Ярбус, который с помощью специального метода слежения за зрачком испытуемых, которым показывали различные изображения, вывел несколько закономерностей.

Вот какие особенности изображений привлекают внимание в первую очередь:

1. Места с наибольшей детализацией
2. Границы контрастов
3. Человеческие лица
4. Буквы и символы
5. Яркие элементы

Кроме этого, Ярбус выяснил, что взгляд человека следует по линиям в кадре. При этом, они могут быть не только явными, но и воображаемыми. И именно на “линиях” строится большинство пейзажных композиций.

Но очень важно понимать, что мы не может со 100% уверенностью утверждать как именно зритель будет рассматривать фотографию, можно только строить предположения.

Давайте теперь более рассмотрим наиболее распространенные композиционные приемы, используемые в пейзажной фотосъемке. Не обязательно в одной фотографии использовать все и сразу (это может даже навредить). Скорее, эти приемы как кирпичики из которых можно собрать фотографию.

Ну и еще раз напомним, что прежде чем строить композицию и использовать тот или иной прием надо четко осознать о чем, для чего и для кого вы делаете этот снимок. И что именно хотите донести до зрителя.

Линии


В этом снимке все линии сходятся вглубь кадра. И несмотря на то, что размеры храма, расположенного в глубине снимка довольно маленькие, зритель его все равно заметит и рассмотрит, потому что “линии приведут взгляд туда”.

Пожалуй, основной композиционный элемент, который управляют взглядом зрителя. Именно за линиям следует взгляд зрителя при “рассматривании” фотографии, а значит они помогут “показать” и выделить главные смысловые и композиционные элементы.

Основные особенности работы с линиями:

  • Горизонтальные линии придают снимку ощущение «стабильности» и спокойствия. Фотография в которой только горизонтальные линии (классический пример, это море с линией горизонта) выглядит статичной.
  • Вертикальные линии задают ритм и способны передавать масштаб и высоту (как высокие деревья и небоскребы). А еще, из них получаются отличные рамки, которые не дают взгляду зрителя выходить за плоскость изображения.
  • Диагональные линии добавляют ощущение действия и динамики в фотографии и создают перспективу. Классический пример — уходящая вдаль дорога. Но диагонали могут образовывать и ветки деревьев.
  • Уходящие вдаль линии помогают передать объем и перспективу.

Много советов по этой теме в нашей статье «Как работать с композиционными линиями «.

Ритм


В этой фотографии ритмичный рисунок задают разноцветные полосы на поверхности холма. Именно они привлекают внимание зрителя и задают структуру снимка.

Использование ритма позволяет структурировать и упорядочить пространство, а это, в свою очередь, делает снимок более выразительным.

Человеческое восприятие устроено таким образом, что всегда стремится найти закономерности и упорядочить все, поэтому уже упорядоченное пространство воспринимается как более гармоничное.

Ритм в кадре создает ощущение организованности пространства, лаконичности и ясности формы и подчеркивает ощущение непрерывности и периодичности.

В пейзаже ритмичный рисунок могут образовывать облака на небе, стволы деревьев, штакетины забора, волны, цветы и камни.

Стоит помнить, что ритмичные фотографии очень часто выглядят статичными, а вот если в композиции присутствует какой-то элемент который нарушает ритм, то снимок становится более динамичным. А тот объект, который “выделяется” из общего ритма сразу становится более выразительным и “заметным”.

Рамки


В качестве рамки в этой фотографии выступают ветки дерева и лодка, именно эти элементы не дают взгляду зрителя уйти за границы кадра и позволяют ему сосредоточить свое внимание на церкви (она еще и дополнительно выделена цветом и светом). Лодка, включенная в кадр, позволяет подчеркнуть атмосферу и спокойствие этого места и передать “антураж”.

Очень выразительный композиционный элемент, который позволяет сделать фотографию более объемной.

Кроме этого наличие рамки на фотографии не дает взгляду зрителя выходить за рамки кадра и получается, что зритель рассматривает кадр дольше и он ему кажется более интересным и законченным.

В качестве рамок в пейзажной фотографии чаще всего выступают стволы деревьев и их ветки. Т.e. вам достаточно обрамить снимаемый объект ветками деревьев (например, снимать через просвет в листве) и у вас получится рамка. Или поместить на передний план раскидистое дерево.

Передний план


Здесь для того чтобы сделать фотографию более объемной (и закрыть не живописный забор) на передний план помещены цветы. Они помогли создать настроение этому кадру и тоже время передают атмосферу летнего утра.

Наряду с линиями, тоже основной композиционный прием, который позволяет сделать фотографию объемной и создать эффект присутствия.

В момент съемки стоит найти какой-то интересный элемент, который стоит поместить на передний план.

Этот элемент, с одной стороны, создаст дополнительный план и по смыслу дополнит композицию, а с другой даст взгляду зрителя “точку входа в композицию”. Т.e. объекты на переднем плане как бы дополняют композицию и подчеркивают особенности основного объекта съемки.

Очень важно помнить, что передний план должен быть зрительно отделен от среднего и дальнего планов. Он может быть другого цвета, или отделен тональной перспективой. И уже точно передний план не должен зрительно сливаться со всеми остальными планами: средним и задним.

Вариантов переднего плана может быть очень много. Чаще всего, это будут какие-то растения, камни, ветки.

Геометрические формы

Еще один композиционный прием, построенный на особенности человеческого восприятия структурировать информацию.

Принято считать, что композиции, построенные на взаимодействии геометрических форм смотрятся более интересно. Т.e. стоит стремится к тому, чтобы в вашей композиции были простые геометрические фигуры, причем, нечетное число фигур намного лучше для восприятия чем четное. Три круга, 5 прямоугольников…

Такое пространство, так же как и при использовании ритма, смотрится более структурированным, а значит и более гармоничным.

Отражения


Здесь использование отражений позволяет сделать фотографию более “торжественной” и законченной. А камыши на переднем плане создали дополнительный объем. Все это помогло сделать снимок более объемным.

Излюбленный прием в пейзажной фотографии. Даже можно сказать — “в любой непонятной ситуации ищите отражения”.

Использование отражений позволяет сделать кадр более красочным и заполнить пространство.

По сути, отражение в озере или реке позволяет создать дополнительный план в фотографии и сделать снимок еще более живым и объемным.

Именно поэтому, так интересно и красочно смотрятся снимки, сделанным на берегах рек, озер и прудов.

Но не забывайте, если просто сфотографировать объект и его отражение, то кадр получится “плоским”, постарайтесь найти еще какие-то планы и включить их в свой снимок.

Правило третей (на самом деле, не правило)

Смысл этого “не правила” заключается в том, что если пространство кадра разбить на равные трети по горизонтали и вертикали и помещать ключевые элементы в точки пересечения вертикалей, а горизонт по нижней или верхней трети, то снимок сразу станет интересным и привлекательным.

Но исследования Ярбуса никак не подтверждают, что люди смотрят в первую очередь на “трети” и они имеют какое-то особое значение для восприятия фотографии.
Т.e. пространство в кадре должны быть структурировано и упорядочено, снимок должен быть сбалансирован, но вот будет ли главный элемент располагаться по третями или в центре зависит исключительно от авторской задумки.

Итог

Из приведенных композиционных приемов и элементов хорошая фотография складывается как пазл. Т.e. придя на какую-то локацию надо первым делом понять что именно вы хотите передать зрителю своим кадром и какие элементы будут работать “на идею кадра”, а потом оглянуться вокруг и подумать как именно их можно структурировать и расположить в кадре чтобы композиция стала интересной, законченной и привлекательной.

Статья написана при поддержке онлайн фотошколы Photodemy.com . Все наши читатели при регистрации на сайте школы и оформлении подписки могут получить 2 месяца бесплатного обучения по промокоду BLAZE1.

Пейзажная съемка – это невероятно увлекательный вид фотографии, требующий от фотографа знания основ не только фотосъемки, но и живописи. Съемка пейзажей всегда была и остается востребованным и интересным жанром. Фотографии архитектуры и природы пользуются немалым спросом на рынке фотографии.

Пейзажная съемка с фильтрами

Уровень горизонта в пейзажной съемке

При съемке пейзажа важно помнить об уровне горизонта, и том, что бы сохранить линию горизонта ровной и не заваленной. Это особенно важно при фотографировании морского пейзажа. В видоискателе фотоаппарата и на дисплее, во время съемки в режиме Live View есть сетка, которая поможет в создании правильного горизонта.

Четкие фотографии в пейзаже


Автор: Xin Hua

Глубина резкости является важным фактором при съемке пейзажей. В пейзажной фотографии приветствуются фотографии, где большая часть кадра четкая и резкая. Для увеличения глубины резкости необходимо фотографировать с узкой диафрагмой.

Телеобъектив


Для достижения наиболее широкого угла обзора стоит использовать соответствующий объектив, или фокусное расстояние, но и телеобъектив будет полезен при съемке ландшафта. Телеобъектив позволяет сжимать элементы сцены, приближая передний и задний план, друг к другу. Таким образом, горный хребет и фон переднего плана будут казаться ближе друг к другу, картинка будет насыщенней. Телеобъективы также помогает сконцентрировать внимание на каком-то конкретном сюжете.

Пейзажная съемка HDR


Выдержка в пейзажной съемке


Длинная выдержка в пейзажной фотографии позволит сделать красивые фотографии движущихся элементов. Водопады, волны и деревья на ветру, и многое другое будет смотреться живее и интереснее при съемке с выдержкой в несколько секунд. Известно, что применение длинной выдержки днем может привести к засвеченности кадра. Требуется установить диафрагму на значение f16, или еще уже. Для достижения наилучшего результата, возможно, придется воспользоваться фильтром нейтральной плотности. Мощные фильтры, такие как Lee Filters Big Stopper позволят использовать чрезвычайно длительную выдержку даже в самый ясный день.

Tilt-shift в пейзажной фотографии


Автор фото: Arnar Birgisson

Tilt-shift позволяет объединять фотографии с большой и малой глубиной резкости. Эффект достигается с помощью использования сдвига и наклона объектива. За счет Tilt-shift элементы кадра будут напоминать миниатюрные модели. Такой эффект будет красиво смотреться на пейзажной фотографии. Если у вас нет такого объектива, эффект Tilt-shift может быть достигнут и с графическим редактором, кроме того, этот эффект предусмотрен в некоторых фотоаппаратах.

Черно-белые пейзажи

Если вы никогда ранее не фотографировали черно-белые пейзажи, но очень хотите попробовать себя в такой съемке, то начните лучше с фотографирования в цветном формате. После создания удачного снимка, переведите его в черно-белый формат, используя Lightroom или Photoshop. Так вы получите полный контроль над изменением снимка, и сможете с тонкой настройкой создать по-настоящему красивую черно-белую фотографию.

Панорама


Для создания панорамной фотографии не снимайте в широкоугольном положении объектива, это исказить кадр. Фотографируйте на расстоянии 30-50 мм. Да, вам придется сделать больше кадров, чем при широкоугольном охвате, но зато панорама получится красивой и естественной. Многие штативы для фотоаппаратов имеют штативную головку для панорамирования, но на практике это не всегда необходимо, особенно если в дальнейшем вы планируете использовать программное обеспечение. Последняя версия приложения Photomerge для Photoshop будет особенно эффективна в процессе создания панорамы. Специалисты панорамной съемки рекомендуют использовать ручные настройки – ручную экспозицию, фокусировку и баланс белого, для обеспечения максимального качества фотографии, и однотипности всех, создаваемых фотографий.

Инфракрасные фотографии

Есть несколько способов создания инфракрасных фотографий в Photoshop, но ничто не сравнится с тем, что бы создавать их самостоятельно. Инфракрасные пейзажи в черном или белом цвете, позволяют взглянуть на окружающий мир по-другому. Для создания таких снимков вам понадобится специальный фильтр.