Регулятор громкости: схема и применение. Решение проблем со значком громкости

Для изменения настройки звука существуют специальные регуляторы. По частотности их делят на активные, а также пассивные. Дополнительно разделение осуществляется по типу настройки. Самыми распространенными принято считать цифровые регуляторы. Создаются они под разные виды усилителей и имеют свою канальность. Чтобы понять принцип работы данных приборов, следует подробно разобраться в их устройстве.

Как устроен регулятор?

Важным элементом регулятора принято считать микросхемы. По своим параметрам они довольно сильно могут отличаться. Если рассматривать профессиональные модели, то там имеется до 100 различных контактов. Дополнительно в регуляторе наличествует контроллер, который занимается изменением предельной частоты прибора. С помехами в устройстве справляются конденсаторы. В простой модели их имеется до четырех. Обычно можно встретить в регуляторе Их частотность, как правило, указывается в маркировке.

В профессиональных моделях конденсаторы устанавливаются электролитические. Проводимость у них гораздо лучше, но стоят они дорого. Резисторов в стандартной схеме можно встретить до десяти единиц. Отличаются они между собой по предельному сопротивлению. Самые простые модели способны похвастаться параметром в 2 Ома. Резисторы с такими показателями встречаются довольно часто. Наконец, последним элементом регулятора следует назвать замыкающий механизм. Чаще всего он представлен в виде кнопки, однако есть модели со сложной системой индикации.

Применение электронной модели

Электронный регулятор громкости устанавливается практически на всех звуковых девайсах. Изменять колебания при этом можно различными способами. Чаще всего можно встретить плавные контроллеры, которые позволяют очень тонко настаивать звук, однако есть и скачковые системы. В таком случае изменение параметров осуществляется пошагово и резко. В студиях звукозаписей имеются многоканальные устройства для микшеров. Они позволяют регулировать множество эффектов. Если рассматривать комбинированный электронный регулятор громкости, то многое в данном случае зависит от акустической системы.

Самостоятельная сборка регулятора

Для того чтобы собрать регулятор громкости своими руками для усилителя средней мощности, понадобится микросхема как минимум на 8 бит. Транзисторы для нее лучше всего использовать биполярные. Обычно они в магазине представлены с маркировкой "2НН". Показатель сопротивления у них в среднем колеблется в районе 3 Ом. Контроллеры в основном побираются линейные. Они позволяют довольно плавно изменять предельную частоту. При этом амплитуда помех будет зависеть исключительно от конденсаторов.

Для обычного регулятора будет достаточно установить их три штуки. Светодиоды могут использоваться только на пару с выпрямителями. В некоторых случаях, для того чтобы сделать регулятор громкости своими руками, дополнительно в начале цепи советуют использовать стабилитрон. Данный элемент значительно повышает работоспособность резисторов и регулятора в целом.

Как устроены регуляторы для наушников?

Регулятор громкости для наушников имеет только два конденсатора. Отличительной особенностью таких устройств можно назвать слабую пропускную способность. Сигнал во многих моделях идет долго. Связано это с тем, что транзисторы не рассчитаны на большую мощность. В некоторых моделях регуляторов устанавливаются резонаторы. Существуют они разных типов и имеют свои параметры. Наиболее часто можно встретить Параметр сопротивления у них доходит до 4 Ом. В свою очередь ферритовые аналоги могут выдерживать только 2 Ом. Соединяется регулятор громкости для наушников с динамиком при помощи дросселя.

Схема регулятора тембра

Регуляторы тембра и громкости контроллер имеют операционный. Подходит он для усилителей разной мощности. Диоды в данном случае устанавливаются довольно редко. Выпрямители есть только в моделях, где транзисторов менее трех штук. Резисторы в приборах включаются с маркировкой "ВС". у них довольно хорошая, но они чувствительны к высоким температурам. Конденсаторы во многих моделях стоят биполярные. Предельное сопротивление регуляторы тембра и громкости способны выдерживать на уровне 3 Ом. В стандартной модели гнездо имеется "РРА" для обычного кольца. Дроссель с резистором соединяются только через преобразователь.

Как настроить регулятор в "Виндовс"?

Осуществить настройку регулятора довольно просто. Находится значок данного элемента на панели "Пуск". Нажав на него один раз левой клавишей, можно изменять предельную частоту. В некоторых случаях пользователь не видит указанный значок. Происходит это из-за того, что регулятор громкости Windows не добавлен в область уведомлений. Обычно он переносится в автоматическом режиме операционной системой. Однако данное действие можно выполнить и вручную через панель управления. Также причина может заключаться в отсутствии файла Sndvol.exe. В таком случае его копию нужно сохранить на компьютере.

Параметры стереорегуляторов

Коэффициент шума у них находится в районе 70 дБ. Параметр нелинейного искажения обычно составляет 0.001 %. Диапазон рабочих частот колеблется от 0 до 10000 Гц. Входное напряжение устройства составляет 0.5 В. Во многих моделях контроллеры устанавливаются реверсивные. Выходное напряжение при этом должно равняться не более 0.5 В. Стабилизатор стерео регулятор громкости обычно имеет импульсный. Питание прибора осуществляется через блок с напряжением до 15 В.

Модели микрофонов с регуляторами

Микрофон с регулятором громкости является на сегодняшний день распространенным девайсом, а микросхема в нем обычно имеется серии "МК22". Пропускная способность у моделей довольно высокая, сигнал проходит хорошо. В стандартной схеме диодов имеется два. Один из них, как правило, располагается возле запирающего механизма. Конденсаторы устанавливаются с различными параметрами. Это необходимо для того, чтобы контролировать частоты различной величины.

Сопротивление у них в среднем выдерживается до 4 Ом. Конденсаторы в регуляторе должны быть только электролитические. В данном случае это даст большой прирост к чувствительности прибора. Резисторов в стандартной схеме имеется до восьми единиц. Ими сопротивление в среднем выдерживается на уровне 3 Ом. Непосредственно запирающий механизм регулятор громкости имеет в виде контроллера.

Схема кнопочного регулятора

Кнопочный регулятор громкости (схема показана ниже) отличается от других устройств тем, что диоды у него располагаются попарно. В результате микросхема довольно быстро передает сигнал на резистор. Выпрямители во многих моделях отсутствуют, и это следует учитывать. Конденсаторов в стандартной схеме предусмотрено до трех единиц. Сопротивление у них максимум выдерживается на уровне 2 Ом. Коэффициент шума у таких моделей в среднем колеблется в районе 50 дБ.

Показатель нелинейного искажения, в свою очередь, равен 0.002 %. Из недостатков следует отметить определенные проблемы с неравномерностью. Связано это с малым диапазоном рабочих частот. В некоторых случаях имеет смысл устанавливать усилитель с напряжением более 15 В. В таком случае параметры звука повысятся.

Пассивные регуляторы

Пассивный регулятор громкости отличается от прочих устройств тем, что он производится многоканальным. Сопротивление им в среднем выдерживается на уровне 3 Ом. Запирающие механизмы устанавливаются стандартные. В свою очередь контроллеры в них имеются исключительно цифровые. Благодаря этому синхронизировать стереозвук в приборе получается более точно. Таким образом, проблема с неравномерностью отпадает сама собой.

Резисторы во многих моделях имеются подстроечного типа. Отличительной особенностью профессиональных моделей считается наличие резонатора. Выходное напряжение данного элемента способно доходить до 8 В. Чаще всего в регуляторах они устанавливаются кварцевого типа. Конденсаторов в стандартной схеме имеется два. Микросхема в системе рассчитана на 8 бит.

Применение активных моделей

Активный регулятор громкости, как правило, применяется для приемников, мощность которых не превышает 5 В. Резисторы в нем имеются с сопротивлением около 4 Ом. Резонаторы устанавливаются кварцевые. Отличительной особенностью данных регуляторов можно назвать сигнальные реле. Дроссели, как правило, в приборах не используются. Усилители уславливаются только операционного типа. В связи с этим необходимость в выпрямителях отсутствует. Системы индикации в приборах можно встретить самые разнообразные. Для мобильных устройств такой регулятор громкости не подходит.

Схема комбинированного регулятора

Комбинированный регулятор громкости (схема показана ниже) конденсаторов имеет не более пяти штук. Транзисторы при этом могут использоваться только биполярного типа. Пропускная способность у них довольно высокая. Сопротивление в среднем выдерживается на уровне 3 Ом. Транзисторы линейные в системе предусмотрены. Стабилизаторы уславливаются только в профессиональных моделях. Предельная частота у них не превышает 4000 Гц.

Как устроен тонкомпенсированный регулятор?

Регуляторы данного типа в основном используются в магнитолах. Система их устройства довольно простая. Микросхема в приборе устанавливается серии "КР2". Непосредственно контроллер имеется линейного типа. Транзистор используется только один. Располагается он рядом с микросхемой.

Конденсаторов всего имеется два. Чаще всего можно встретить именно электролитический тип. они способны выдерживать на уровне 16 В. Однако выходной сигнал устройством воспринимается довольно плохо. Резисторов в регуляторе имеется не более пяти. Все они устанавливаются с предельной частотой около 3000 Гц.

Профессиональные модели

Профессиональные регуляторы микросхемы имеют многоканальные. Учитывая это, для нормальной работы им требуется Находится он, как правило, рядом с конденсатором. Рассчитана система на нагрузку 8 бит. Замыкающий механизм в устройстве установлен обычный. Коэффициент шума прибора максимум достигает 55 дБ. Показатель нелинейного искажения в некоторых случаях способен превышать 0.001 %.

Рабочая частота в среднем колеблется в районе 2000 Гц. С равномерностью такие схемы проблемы испытывают редко. Выходное напряжение прибора равняется 0.5 В. Резисторная развязка сопротивление максимум выдерживает 3 Ом. Преобразователи в системе предусмотрены, а крепятся они к плате только через дроссель. Конденсаторов в стандартной модели имеется около трех единиц. Их вполне достаточно, чтобы справляться с различными сигналами. Возле гнезда устройства обязательно располагается

Электронные регуляторы тембра

Все электронные регуляторы отличаются компактными размерами, и предельное напряжение выдерживают большое. В данном случае они не способны работать без усилителя. Стабилизаторы, как правило, применяются только линейные. Цепи диодов располагаются сразу за платой.

Искажения устройством подавляются за счет резисторов. С предельной частотой регулятору помогают справиться стабилизаторы. Выпрямители устанавливаются крайне редко. Энергопотребление таких устройств высокое, а в преобразователях они не нуждаются. Увидеть указанные приборы на микшерах можно довольно часто.

Вопрос от пользователя #1

Добрый день.

У меня на ноутбуке пропал значок громкости, и теперь я не могу прибавить или убавить громкость. Очень неудобно, подскажите, что можно сделать?

Вопрос от пользователя #2

Здравствуйте. В моей Windows 10 приключилась неприятная штука - я щелкаю по значку громкости в трее, но он не реагирует (т.е. не появляется сам ползунок-регулятор громкости). Что это может быть?

Доброго времени суток.

Сегодня я решил объединить несколько вопросов в одну статью (тем более, что решение по обоим проблемам будет одинаковое).

Как правило, при исчезновении значка громкости (да и вообще при разных проблемах с ним) достаточно проделать ряд нехитрых шагов, чтобы восстановить работу. Приведу их ниже по порядку.

Решение проблем со значком громкости

ШАГ 1 - проверка скрытых значков

Windows по умолчанию скрывает малоиспользуемые значки (хотя, обычно, значок громкоговорителя под это не подпадает ). Но тем не менее, сейчас столько всяких сборок Windows, различных твиков и пр., что проверить не помешает.

Для этого щелкните по стрелочке в трее и посмотрите, нет ли там сего знака (см. показательный пример ниже).

Значок звука оказывается был скрыт Windows, как неиспользуемый

ШАГ 2 - перезапуск проводника

При проблемах с проводником (а к нему относится все, что вы видите: рабочий стол, панель задач, значки и т.д.) появляются проблемы и с видимостью некоторых элементов, или их реагирования на нажатие мышкой. Перезапуск проводника - помогает решить сию проблему.

Как перезапустить проводник : открыть диспетчер задач (сочетание кнопок Ctrl+Shift+Esc ), в процессах найти "проводник" (или explorer) щелкнуть по нему правой кнопкой мышки и в меню выбрать "Перезапустить" (см. скрин ниже).

Альтернативный вариант перезапуска проводника: перезагрузить компьютер.

ШАГ 3 - проверка отображения значков в панели управления Windows

Многие значки (например, звук, питание, сеть, часы и др.) можно настраивать через . Делается это в разделе "Оформление и персонализация", в подразделе "Панель задач и навигация" (см. скриншот ниже).

Если у вас Windows 7 - то вы сразу же сможете приступить к настройке: что отображать, а что нет.

Если у вас Windows 10 - то появится еще одно окно, в котором вам нужно открыть одну из двух ссылок (см. ниже), например, "Включение и выключение системных значков".

Далее сможете вручную задать, что хотите видеть в панели задач, а что нет. Относительно значка громкости - включите и выключите его. Часто такой перезапуск помогает решить проблему его невидимости или не активности.

Включение и выключение системных значков Windows 10

ШАГ 4 - не скрыты ли значки в редакторе групповых политик

Для того, чтобы открыть редактор групповых политик, нажмите сочетание кнопок Win+R , введите команду gpedit.msc и нажмите Enter .

Примечание : редактор групповых политик не открывается в Windows 10 Home.

Затем ищите параметр (это для Windows 10), или "Скрыть значок регулятора громкости" (это для Windows 7).

Открыв параметр, посмотрите не включен ли он! Если включен - поменяйте значение на "Не задан" (или "выключен").

ШАГ 5 - редактирование системного реестра

Из-за "сбившихся" параметров в системном реестре, вполне может быть, что значок громкости пропадет (или не будет адекватно реагировать на ваши клики по нему). Чтобы вернуть все в первоначальное состояние - можно попробовать удалить пару параметров, которые отвечают за него и перегрузить ПК. Покажем на примере...

Сначала открываем редактор реестра:

  1. жмем Win+R ;
  2. в окно выполнить вводим команду regedit
  3. жмем Enter.

В принципе, работа с реестром мало чем отличается от обычного проводника.

Нужно найти два параметра: PastIconsStream и IconStreams , и оба удалить!

Не забудьте после проведенной операции перезагрузить компьютер!

ШАГ 6 - проверка и настройка драйвера звука

При установке драйверов на звук - часто в комплекте к ним идет спец. центр управления звуком. Благодаря нему можно детально настроить звучание, выбрать тон, эхо, подстроить басы и т.д. Это я к тому, что работать с параметрами звука можно и без системного значка (и в большинстве случаев, так даже удобнее)!

Volume2 или .

Благодаря подобным программам можно вынести настройку звука в нужное вам место (например, на рабочий стол или заменить в трее стандартный значок) и не знать проблем с регулировкой громкости (все делать за 1-2 клика мышкой).

Я уж не говорю о том, что настройку звука можно забиндить на нужные вам клавиши. Внешний вид подобных значков - также весьма привлекателен, удовлетворит любого эстета (см. пример ниже).

На этом у меня всё. За дополнения - мерси...

Всем всего наилучшего!

Особенности нашего слуха таковы, что при снижении громкости мы все хуже и хуже начинаем слышать края звукового диапазона, т.е. высокие и низкие частоты. Если с высокими частотами все не так уж и плохо, то вот на низких частотах со снижением громкости требуется их довольно значительный подъем. Для решения данной проблемы применяется тонкомпенсированный регулятор громкости.

В доказательство сказанному на следующем рисунке представлены кривые равной громкости человеческого уха:

Упомянутый выше тонкомпенсированный регулятор громкости одновременно с изменением громкости изменяет и форму АЧХ так, чтобы тембр звука слабо зависел от уровня громкости. Для того, чтобы тонкомпенсация была верной, а изменение громкости равномерным, необходимо, чтобы определенное положение регулятора создавало в точке прослушивания соответствующий уровень громкости. Так, при установке регулятора громкости в положение максимальной громкости в точке прослушивания должен быть получен уровень громкости в 90 фон.

Простые тонкомпенсированные регуляторы громкости создают относительный подъем низших частот, который тем больше, чем меньше громкость. Существуют также и более сложные схемы, с и без использования активных элементов (транзисторы, ОУ), которые создают относительный подъем как низких, так и высоких звуковых частот.

Тонкомпесированный регулятор громкости на резисторе с дополнительными отводами

Простота этой схемы компенсируется проблемой поиска переменного резистора группы В с двумя отводами.


Если же вам удалось найти нужный резистор, то на основании величины сопротивления этого резистора можно рассчитать и остальные элементы:.

  • R3 = R / 1.2
  • R1 = R2 = 0.1 R3
  • R4 = 0.11 R1
  • R5 = 0.125 R1
  • C1 = 4 / R1
  • C2 = 3.9 / R1
  • Где R — сопротивление переменного резистора, кОм
  • R1 , R2 , R3 — сопротивление секций переменного резистора, кОм
  • R4 , R5 — сопротивление резисторов корректирующих цепочек, кОм
  • C1 , C2 — емкости корректирующих цепей, мкФ

Вот так выглядит один из вариантов переменного резистора с отводами отечественного производства:


Тонкомпенсированный регулятор громкости на резисторе без дополнительных отводов

Такой регулятор можно собрать и на доступном каждому переменном резисторе без дополнительных отводов . Схема такого регулятора приведена на следующем рисунке.


Использование резистора без отводов приводит к необходимости применения дополнительных деталей, однако это не сильно усложняет схему.

Обе приведенные схемы реализуют относительный подъем только в области низких звуковых частот. Относительный он потому, что отсутствие активных элементов не позволяет осуществить подъем, превышающий исходный сигнал, вместо этого осуществляется ослабление остальной части сигнала. Этот принцип заложен с основу любого пассивного фильтра звуковых частот.

Вторая схема была собранна и опробована. Элементы корректирующих цепей были напаяны непосредственно на выводы сдвоенного переменного резистора. Подобные пассивные регуляторы лучше устанавливать после предусилительного каскада и перед выходными каскадами.

Прослушивание в различных условиях продемонстрировали эффективность данной схемы, а ее применения оказалось достаточно для использования в домашних условиях на низких уровнях громкости. Тонкомпенсированный регулятор громкости позволяет сохранять тональный баланс записи без завала на низких частотах

Вместо заключения…

Хотелось бы добавить, что бесконечные споры, ведущиеся на аудиофильских форумах о правильности/неправильности применения тонкорректирующих цепей зачастую идут в разрез с общей идеологией Hi-End, сутью которого прежде всего является максимально приближенное к реальности музыкальное воспроизведение, при котором исчезают улавливаемые на слух отклонения от оригинала.

Для правильного восприятия музыкальной программы необходимо создавать при воспроизведении, которому ваши соседи явно не будут рады. Так что тонкомпенсированный регулятор громкости можно воспринимать как удачный компромисс сохранения правильного тембрального окраса музыки в домашних условиях.

2011-07-10 в 17:28

При разборке бабиного магнитофона Маяк 205 мне пришла идея использования одной его детали в качестве "фильтра" а точнее тонкомпенсатора для унч на TDA8560 т.к. это был у меня единственный в наличии на котором можно было бы даже и проверить его работу, всё подключил без проблем, сама плата из него идёт вместе с регулировкой громкости. Сама плата на один канал, если хотим два канала сделать тонкомпенсированными то придётся использовать стерео регулятор. Только я не знаю,почему здесь используется регулятор аж с 4 контактами (видно на схеме). Переменник СП3-30Б. В общем я доволен такой незначительной доработкой данного усилителя. ниже фото сборки и схема.
З.Ы. на подключение у меня ушло минут 10 + зачистка проводов



Далее идут схемы которые ещё не пробовал, но некоторые будут очень похожи.
Тонкомпенсация обычно реализуется частотно-зависимыми делителями (реже - фильтрами), связанными с регулятором громкости. Принципиальный недостаток большинства известных регуляторов на переменных резисторах с отводами - недостаточная степень коррекции АЧХ в области низших частот при малой громкости. Для лучшего приближения к кривым равной громкости необходимо использовать переменные резисторы с несколькими отводами или выполнять регулятор с распределенной частотной коррекцией . Однако такие регулирующие устройства весьма сложны в реализации и поэтому применяются довольно редко.

Наибольшее применение как в промышленных, так и в любительских конструкциях получили ТРГ на резисторе с одним отводом, схема которого приведена на рис.1. (на этом и всех последующих рисунках рядом со схемой ТРГ показаны его регулировочные характеристики). Отвод обычно делается от 1/10 общего сопротивления переменного резистора (считая от нижнего по схеме вывода), что соответствует приблизительно 1/4...1/3 угла поворота движка регулятора. Подключение к отводу RC- цепи превращают регулятор в частотно-зависимый делитель. Цепь R1C1 обеспечивает подъем АЧХ на высших частотах звукового диапазона, а R2C2 - на низших. Однако подобным регуляторам свойственны существенные недостатки. Так, обеспечиваемая ими степень коррекции АЧХ в области низших частот явно недостаточна (не более 8...10 дБ на частоте 50Гц), а в процессе регулировки заметен ступенчатый характер коррекции. По мере снижения громкости после прохождения отвода степень коррекции уже не меняется, тогда как именно при малой громкости она должна быть максимальной. Попытки увеличить степень коррекции уменьшением сопротивления резистора R2 приводят к появлению характерного провала АЧХ на средних частотах в момент прохождения отвода. И все-таки, несмотря на указанные недостатки, многие конструкторы усилителей ЗЧ выбирают именно такой ТРГ из-за его простоты. Указанные на рис.1 номиналы элементов типичны для большинства конструкций. Иногда резистор R1 может отсутствовать. В этом случае емкость конденсатора C1 должна быть примерно в два раза меньше.

Несколько большую степень коррекции АЧХ в области низших частот обеспечивает регулятор, схема которого приведена на рис.2. Его прототип применялся в 50-е годы в радиоприемниках фирмы Philips . Примеры использования таких регуляторов в современных промышленных конструкциях автору неизвестны. Цепь R2C2R3 образует ФНЧ, сигнал с выхода которого подается на отвод регулятора. Этому ТРГ свойственны те же недостатки, что и предыдущему, хотя и в меньшей степени.

Недостаточная степень подъема АЧХ на низших частотах у регуляторов, о которых шла речь, объясняется применением корректирующих цепей первого порядка. В ТРГ (рис.3) глубина коррекции при малой громкости увеличена за счет введения цепи R4C3, образующей совместно с участком переменного резистора от движка до отвода второй частотно-зависимый делитель. Применение двухступенчатой коррекции позволяет довести подъем АЧХ при минимальной громкости до 20...26 дБ на частоте 50Гц. Оборотная сторона этого достоинства - сужение диапазона регулирования громкости до 45-50 дБ, что, впрочем, в большинстве случаев оказывается вполне достаточным.

В некоторых случаях использование переменных резисторов с отводами нежелательно. На рис.4 показана схема ТРГ на переменном резисторе без отводов, использующего фильтровый способ коррекции АЧХ. Фильтр R2R3R4C1C2, подавляющий средние частоты сигнала, начинает работать при малых уровнях громкости, благодаря чему происходит подъем низших и высших частот звукового диапазона. Варианты подобного регулятора широко используются в любительских разработках. Степень подъема его АЧХ на низших частотах при минимальной громкости можно увеличить добавлением корректирующей цепи, аналогичной показанной на рис.3.

Однако все рассмотренные схемы обеспечивают только фиксированную и отнюдь не идеальную коррекцию АЧХ и в ряде случаев требуют применения регуляторов тембра для подстройки тонального баланса. Попытки создания ТРГ с регулируемой коррекцией или совмещения ТРГ с регуляторами тембра предпринимались еще в 50-х годах. Вероятно, одной из первых реализаций этой идеи был регулятор громкости приемника немецкой фирмы "Kontinental" . В схеме наряду с пассивным ТРГ на резисторе с двумя отводами использовалась регулируемая частотно-зависимая ООС, подаваемая на регулятор с выходного трансформатора усилителя.

Оригинальная схема комбинированного пассивного узла регулировок громкости и тембра в транзисторном усилителе приведена на рис.5 . Здесь переменный резистор R3 совместно с цепями R1C1, R2C2, R4C4 образует цепь регулировки коррекции на высших частотах. Цепочка C5R5, подключенная к отводу регулятора громкости R7, обеспечивает низкочастотную коррекцию. Незначительный подъем АЧХ на низших частотах в положении минимального затухания создается резистором R2. Регулируется глубина НЧ-коррекции резистором R6.

Широкие пределы регулировки АЧХ в настоящее время представляются излишними, поэтому имеет смысл исключить конденсатор C2, заменить перемычкой конденсатор C1 и резистор R1, а сопротивление переменного резистора R6 уменьшить до 100 кОм. После такой доработки устраняется спад АЧХ в области высших частот, а диапазон регулировки АЧХ на низших частотах сужается до 10 дБ.

Схема разработанного автором простого ТРГ с регулируемой коррекцией на основе резистора с отводом приведена на рис.6. Регулировка глубины коррекции одновременно по низшим и высшим звуковым частотам производится переменным резистором R1. Если регулировка в области высших частот не требуется, можно исключить конденсатор C2, а сопротивление резистора R3 уменьшить до 10 кОм. Недостаток такого ТРГ (как, впрочем, и всех схем с цепями первого порядка) - недостаточная коррекция низших частот при самой малой громкости. Как уже отмечалось, добавлением корректирующей цепи, аналогично показанной на рис.3, степень подъема АЧХ на низших частотах можно увеличить. Используя предложенный принцип, несложно ввести регулятор тонкомпенсации в звуковоспроизводящую аппаратуру промышленного изготовления.

В следующей схеме ТРГ (рис.7), также разработанной автором, используется одновременно и корректирующий фильтр C3R6R7, и частотно-зависимый делитель R2R3C2, благодаря чему достигается широкий диапазон коррекции. Переменный резистор R2 - регулятор громкости, R1 - регулятор низкочастотной коррекции, R4 - высокочастотной.

Не пропустите обновления! Подписывайтесь на нашу группу

Цитата(lexa777 @ 26.10.2008 - 09:55) 1229620

в общем есть самопальный 4ваттный усилок. крутилка громкости че-то глючит - то какой-то гул в колонках появляется, то один канал пропадает - хочу ее заменить, но вообще без понятия какая мне нужна. они вроде как по какому-то параметру все различаются. подскажите, какую мне именно надо.

По описанию похоже на механический переменный резистор. Там три вывода у него. Если усилитель стерео, то он, скорее всего, спаренный, т.е. два одинаковых на одной оси.
Парметров там два - механический размер, чтобы просто по размеру вписался, и сопротивление собственно резистора. На них и надо смотреть.

и еще я тут подумал - если просто вообще отключить регулятор громкости (перерезать провода например), то что будет - звук всегда на максимуме будет, вообще не будет или что-то еще? и можно ли сделать так, чтобы усилок при включении сразу был на максимуме, а громкость бы я с айпода регулировал. вот, всем спасибо за ответы

Если там механический переменный резистор, то можно. Надо найти контакт, который на ползунок, и соеденить его с одним из оставшихся двух. Обычно это средний контакт.
Соединять надо с тем, который от среднего (если средний-ползунок) против часовой стрелки.
Если соеденишь не с тем, ничего страшного не будет, просто будет нулевая громкость. Значит, надо соединять с другим.
Если действительно нужна постоянная максимальная мощность без всякого регулирования, то можно вместо этого переменного резистора впаять постоянный такого же сопротивления.
Вот как тут. Но это в случае если резистор именно такой и контакт бегунка у него в центре.

Цитата(lexa777 @ 26.10.2008 - 11:10) 1229647

во, огромное спасибо. то, что нужно! у меня средний с картинки, щас пойду пробовать. думаю сломаться ничего не должно в любом случае - усилок ведь ламповый.
попозже расскажу о результатах

Ну дык там только на средней внешний вид я и нарисовал так приблизительно. Два крайних - это как оно на схеме выглядит.

неисправность можно найти методом пальпации.
Берешь указательный палец и слюнявишь его.
Чтобы палец был слегка влажный.
Затем начинаешь шупать свой регулятор.
Если ты ткнул пальцем и услышал громкий фон переменного тока -
значит ты нашел вход своего усилителя.
Вот сюда напрямую накрайняк и нужно подавать входной сигнал.
Можно конечно попробовать прыснуть внутрь регулятора немного керасина и покрутить несколько раз в крайние положения. Часто этого достаточно.

в общем большое спасибо за ценные советы. я сделал проще - убрал нафиг резистор вообще, т.е. отрезал от него провода и соединил их напрямую. получил именно то, что я хотел. теперь у меня новый вопрос - усилок шумит как транзисторный в тишине на полной громкости. оно, конечно, не мешает, но ведь наверное можно сделать и так, чтобы не шумело. раньше его не было слышно даже на полной громксоти. в чем может быть причина шума? никакие регуляторы или еще чего шуметь не могут - я выключил (т.е. вообще отключил провода) сначала баланс, потом наушники и вот сейчас громкость

Цитата(lexa777 @ 26.10.2008 - 16:29) 1229742

ну с громкостью можно сказать вопрос решен. теперь на повестке дня шумы

Резистор поставь. Можешь даже тот же оставить, просто соедини у него А и В. Твоя проблема была в плохом контакте бегунка с самой резистивной площадкой. Теперь ты его включил напрямую, но резистор-то сам между точками А и С остался нормальный. Без резистора в этом месте шум вполне возможен.

Цитата(lexa777 @ 26.10.2008 - 23:04) 1229715

в общем большое спасибо за ценные советы. я сделал проще - убрал нафиг резистор вообще, т.е. отрезал от него провода и соединил их напрямую. получил именно то, что я хотел. теперь у меня новый вопрос - усилок шумит как транзисторный в тишине на полной громкости.


Если ты убрал резистор вообще, т.е. сигнальный провод соединил напрямую с сеткой входной лампы, а экранирующий провод с землёй усилка, то это ты зря сделал. У лампы обязательно должен быть резистор между сеткой и землёй, иначе ты её очень быстро посадишь. Это если у входной лампы отсутствует ещё один сеточный резистор (постоянного сопротивления), который специально ставят для случая, если у регулятора громкости пропадает контакт, тем самым подстраховывая входную лампу. Этот резистор обычно на порядок больше резистора громкости и стоит в параллель с ним.

А шумы у тебя скорее всего потому, что резко возросло входное сопротивление усилителя и на нём стали оседать внешние наводки. На звуковых частотах активное входное сопротивление лампы огромно. А так в схеме входное сопротивление будет определяться резистором громкости (сеточным сопротивлением).

Мой тебе совет: поставь новый резистор громкости и не мудри там ничего, а то потом усилителю плохо будет. :) Тебе даже можно не смотреть старый номинал, лишь бы он закрепился на твоей конструкции. Подойдёт любой в районе ~20...50 кОм. Если у тебя регулятор громкости один на оба канала, то тебе нужен сдвоенный резистор. Можно и больше номинал, но так у тебя шума будет больше. Меньше тоже не надо, иначе будет "просаживаться" источник сигнала, а сигнал ты наверняка берёшь с проигрывателя CD.

Кстати, можно попробовать вылечить старый резистор. Зачастую в них есть своего рода "дыры", т.е. места, через которые можно добраться до самих ползунков в резисторе. Надо в эти дыры капнуть немного масла и поелозить резистором. Возможно всё станет на свои места. Если будешь брать новый, то бери такой, в котором на графитовой поверхности "бегают" сразу несколько ползунков. Они стоят в параллель и если один из ползунков потеряет контакт с графитом, то остальные его подстрахуют. Обычно переменные резисторы имеют дыры в конструкции и всё это хорошо видно.

После сборки корпус переменника лучше заземлить, если он у тебя не связан с ней. Припаиваешь прямо к его корпусу провод, который потом припаиваешь к общему проводу усилка. Это снижает шумы, если имеют место наводки на этот резистор. Если в крайнем положении резистора, где громкость минимальна, появляется фон, то это лечится включением дополнительного резистора где-то на 100 Ом между переменником и землёй.

Цитата(lexa777 @ 27.10.2008 - 03:46) 1229834

все так сложно получается:) сегодня буду все советы пробовать

Не усложняй себе жисть без необходимости. Оставь все как было, соедени прямо на переменном резисторе два контакта перемычкой и всех дел. Ну или еще лучше - замени сам резистор на новый.

керасином его керасином))
в крайнем случае одеколоном а потом машинным маслом.
Вот ежели это только грязь а не резистивный слой нарушен.
Если шуршать не перестанет вешай соплю как абм сказал.

щас любых усилителей три копейки километр.

Цитата(baddog @ 27.10.2008 - 06:15) 1229903

А вообще чито не понятно нахрена он тебе сдался?))
щас любых усилителей три копейки километр.

Ламовый это усилитель, ламповый. Таких за рупь ведро на любом углу не купишь:)
Правда вот совершенно непонятно зачем его на фиксированный максимум громкости втюхивать, и, еще более непонятно - слушать через него с айпода:) Я бы понял если с винила какого-нибудь, но с айпода? Для айпода действительно рупь ведро усликов.
Впрочем, хуже, конечно, не будет.

Цитата(baddog @ 27.10.2008 - 13:15) 1229903

керасином его керасином))
в крайнем случае одеколоном


Угу. Боюсь после такого резистор вообще загнётся. Резистивный слой вообще облезет. :)

lexa777
Давай колись, на каких лампах состряпан усилок? :)