Что такое JavaScripts? Основные функции JavaScript. Язык программирования JavaScript (Ява Скрипт) Javascript сфера применения и примеры программ

Программирование – это не просто способ заработать большие деньги и даже не совсем умственный труд. Это возможность понять, из чего состоит окружающий мир, разложить его на мелкие частички, а затем заново собрать, руководствуясь собственной логикой и знаниями.

Языки программирования – это только лишь инструмент, с помощью которого человек строит правила в созданных системах.

Интернет представляет собой массу возможностей, за которые ухватываются светлые и предприимчивые умы. Конечно, веб-разработка тоже имеет свои инструменты для воплощения идей в жизнь. Один из них – язык программирования JavaScript , о котором и пойдёт речь в данной статье:

Общая информация

Многие люди, даже не имеющие никакого отношения к IT-сфере, слышали слово Java . Революционный независимый от платформ язык, на котором активно пишут приложения для мобильных систем. Он был разработан перспективной компанией Sun , которая затем перешла «под крыло » Oracle . Но ни та, ни другая компании не имеют никакого отношения к JavaScript :

От Sun потребовалось лишь разрешение на использование части названия. Удивительно, но JavaScript вообще не принадлежит ни одной фирме.

При написании веб-приложений, программирование на JavaScript используется наиболее часто. Если кратко перечислить ключевые особенности данного языка, то следует выделить следующее:

  • Объектно-ориентированность. Выполнение программы представляет собой взаимодействие объектов;
  • Приведение типов данных проводится автоматически;
  • Функции выступают объектами базового класса. Эта особенность делает JavaScript похожим на многие функциональные языки программирования, такие как Lisp и Haskell ;
  • Автоматическая очистка памяти. Так называемая, сборка мусора делает JavaScript похожим на C# или Java .

Если говорить о сути применения JavaScript , то этот язык позволяет «оживлять » неподвижные страницы сайтов с помощью кода, который можно запустить на исполнение (так называемые, скрипты ). То есть, можно провести аналогию с мультфильмами, где html и css – это прорисованные герои, а JavaScript – это то, что заставляет их двигаться.

Если говорить о синтаксисе JavaScript , то ему присущи следующие особенности:

  • Регистр важен. Функции с названиями func() и Func() – совершенно разные;
  • После операторов необходимо ставить точку с запятой;
  • Встроенные объекты и операции;
  • Пробелы не учитываются. Можно использовать сколько угодно отступов, а также переводов строки, чтобы оформить свой код.

Простейший код на JavaScript выглядит следующим образом:

Сфера применения

Для того чтобы понять, зачем нужен JavaScript , и насколько необходимо его изучение, следует выделить некоторые области, в которых применяется данный язык программирования.

  • Разработка веб-приложений. Хотите установить простой счетчик, организовать передачу данных между формами или поместить на своем сайте игру? Тогда JavaScript выступит верным помощником в этом деле;
  • «Активное участие» в AJAX . Эта технология позволила значительно ускорить работу приложений, осуществляя обмен данными с сервером в «фоновом » режиме:
  • Операционные системы. Возможно, кто-то не знал, но Windows , Linux и Mac имеют своих браузерных конкурентов, львиная доля кода которых написана на JavaScript ;
  • Мобильные приложения;
  • Сфера обучения. Любая программистская специальность в университете включает в себя изучение JavaScript в том или ином объеме. Это обусловлено тем, что язык изначально разрабатывался для не очень сильных программистов. Уроки JavaScript логически вплетаются в базовый курс HTML , поэтому освоение проходит достаточно просто.
Преимущества и недостатки

Не стоит думать, что JavaScript – это какая-то панацея от всех проблем, и каждый программист с улыбкой на лице пользуется этим языком. Всё на свете имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для начала, отметим недостатки.

  • Необходимость обеспечивать кроссбраузерность. Раз уж JavaScript выступает как интернет-технология, то приходится мириться с правилами, которые устанавливает всемирная паутина. Код должен корректно выполняться во всех, или хотя бы самых популярных, браузерах;
  • Система наследования в языке вызывает трудности в понимании происходящего. В JavaScript реализовано наследование, основанное на прототипах. Люди, изучавшие другие объектно-ориентированные языки программирования, привыкли к привычному «класс потомок наследует родительский класс ». Но в JavaScript такими вещами занимаются непосредственно объекты, а это не укладывается в голове;
  • Отсутствует стандартная библиотека. JavaScript не предоставляет никаких возможностей для работы с файлами, потоками ввода-вывода и прочими полезными вещами;
  • Синтаксис в целом затрудняет понимание. Красота кода – явно не конёк JavaScript , но главное правило программистов соблюдено: «Работает? Не трожь! ».
Теперь стоит отметить некоторые преимущества
  • JavaScript предоставляет большое количество возможностей для решения самых разнообразных задач. Гибкость языка позволяет использовать множество шаблонов программирования применительно к конкретным условиям. Изобретательный ум получит настоящее удовольствие;
  • Популярность JavaScript открывает перед программистом немалое количество готовых библиотек, которые позволяют значительно упростить написание кода и нивелировать несовершенства синтаксиса;
  • Применение во многих областях. Широкие возможности JavaScript дают программистам шанс попробовать себя в качестве разработчика самых разнообразных приложений, а это, безусловно, подогревает интерес к профессиональной деятельности.

Не стоит обращать внимание на то, что минусов получилось больше, чем плюсов. JavaScript прочно закрепился в своей нише, и никакая критика его оттуда на данный момент не выбьет.

Для тех, кто хочет изучать

Сложный и длинный путь предстоит тем, кто решил основательно изучить JavaScript . Для начинающих существуют базовые рекомендации, следуя которым, можно значительно упростить свое обучение.

  • Прежде всего, HTML . Нельзя начинать делать что-либо для интернета без основы основ. Каскадные таблицы стилей (CSS ) также очень сильно пригодятся;
  • Использовать новую литературу. Программирование – это не физика, законы которой нерушимы, а новые учебные пособия – это урезанные старые. IT-технологии постоянно развиваются, и не стоит пренебрегать полезными обновлениями;
  • Стараться самостоятельно писать все участки программы. Если что-то ну совсем не получается – можно позаимствовать чужой код, но лишь предварительно уяснив для себя каждую строчку;
  • Отладка – ваш верный друг. Быстро находить ошибки – один из важнейших моментов в программировании;
  • Не игнорируйте нормы форматирования. Конечно, код не станет лучше или хуже от разного количества отступов и пробелов, но легкость чтения и понимания программистом – тоже немаловажный момент. Код, приведенный ниже? очень трудно воспринимается, особенно если вы не его
  • Имена переменных должны иметь лексическое значение. В процессе написания простых программ это кажется вовсе не важным, но когда количество строк кода переваливает за тысячу – все черти ломают ноги;

Web-сценариями являются программы, которые записываются напрямую в html-коде или просто в файлах, что является более предпочтительным. Данные программы пишутся на языке ЯваСкрипт. Таким образом, говоря о том, что такое Javascripts, можно сказать, что это язык программирования, который является интерпретирующим.

ЯваСкрипт считывается браузером, и затем выполняются записанные выражения и производятся манипуляции, которые заданы над страницей. JavaScript по своему синтаксису подобен таким языкам программирования, как Java, С++ и С.

JavaScript обязан своим появлением разработкам таких компаний, как Sun Microsystems (Oracle) и Netscape (Mozilla). Первоначальное название языка было LiveScript. Однако из-за того, что тогда был очень популярным язык Java от компании Sun Microsystems, отделом маркетинга компании Netscape было решено изменить название языка на JavaScript. При этом был расчет, что данный шаг добавит языку популярности. Также, говоря о том, нужно отметить, что Java и JavaScript являются двумя разными языками.

ECMA-262 является официальным стандартом этого языка. Название этого языка JavaScript - ECMAScript.

Для изучения этого языка пригодятся предыдущие знания про CSS и Html. Если еще до этого момента вы не знали про CSS и Html, то следует незамедлительно ознакомиться.

Ограничения и возможности JavaScript

Следующие возможности появляются при применении на web-страницах сценариев :

  • Добавление различных анимационных эффектов, которые не представляется реализовать с помощью Html и CSS.
  • Возможность изменения содержимого элементов Html и добавления новых тегов без перезагрузки страницы.
  • Реагирование на события (реагирование на действия пользователя) - обработка нажатий клавиш на клавиатуре и передвижения курсора мыши.
  • Выполнение проверки данных, которые были введены в поля формы перед отправкой на сервер. Это уменьшает нагрузку на сервер и ускоряет работу сайта.
  • Определение версии браузера и загрузка требуемой страницы в зависимости от этого.

Это не полный перечень возможностей сценариев, которые были написаны на этом языке, функции JavaScript имеют гораздо более широкое значение.

Помимо вышеуказанных возможностей, существуют и ограничения использования сценариев:

  • Отсутствует доступ к файлам, которые размещены на пользовательском компьютере. В целом нет доступа за пределы самой веб-страницы. Исключением могут быть только файлы cookie, которые могут быть считаны и записаны с помощью JavaScript. Объекты такого типа обычно нужны лишь для того, чтобы страница загружалась быстрее.
  • Нет возможности выполнения кроссдоменных запросов, то есть получение доступа к веб-страницам, которые находятся на другом домене, даже если они открыты в соседних вкладках.
  • Нет возможности закрывать вкладки и окна, которые открывались с его помощью.
  • Отсутствует возможность защиты исходного текста на странице и запрета на копирование изображений или текста со страницы. При этом остается возможность добавлять некоторые ограничения, что позволяют функции JavaScript.

Подобные ограничения в некотором смысле затрудняют выполнение вредоносного кода.

Что такое Javascripts?

Как уже было отмечено выше, JavaScript - это язык, придающий интерактивность веб-страницам. С помощью этого языка создаются те приложения, которые включаются в Html-код. К примеру, формы или анкеты регистрации, заполняемые пользователем. Нередко язык JavaScript путают с Java, но между этими языками мало общего.

Некоторые даже сравнивают JavaScript с другими языками Ruby, Self, Python. Но это отдельный язык.

Использование JavaScript

Используя JavaScript, можно вносить изменения в страницу, изменять стили элементов, добавлять или удалять теги. Также есть возможность узнать о своих действиях пользователя на странице (уменьшение или увеличение рабочей области экрана, клики с помощью мышки, нажатия любых клавиш, прокрутка страницы). Есть возможность получения доступа к любому элементу Html-кода и манипулирование с этим элементом. Таким образом, ответом на вопрос «Что такое JavaScripts?» будет получение возможности загрузки данных без перезагрузки страницы, ввод сообщений, установка или считывание cookie и выполнение множества других действий.

Основа уникальности JavaScript

Основная уникальность этого языка в том, что он имеет поддержку почти у всех браузеров и имеет полную интеграцию с ними. Все действия с помощью JavaScript являются очень простыми. Нет никакой другой технологии, которая бы вмещала в себя все подобные преимущества. Например, есть не кросс-браузеры, они имеют поддержку не у всех обозревателей (это XUL, ActiveX, VBScript). Также есть и такие, которые не в полной степени интегрированы с браузером. Это Silverlight, Flash, Java. На данный момент идет большое развитие подобной технологии и в разработке находятся элементы JavaScript 2.

Альтернативные языки программмирования

Бывает, что возможности JavaScript ограничены. В таком случае помогут следующие языки программирования.

Самый используемый язык - Java. С помощью этого языка описываются сложные алгоритмы, но это не всегда требуется на обычном сайте. По этой причине долго загружаются java-applet`ы и имеют немалый объем.

С самого начала язык Flash был разработан как кросс-бразуерный и для создания объектов мультимедиа. К примеру, для создания интерактивных областей на сайте, игр, баннеров, проигрывателей для аудио и видео. Помимо прочего, с помощью Flash создаются сокеты (соединения в сети), можно работать с мультимедиа, хранить объекты, которым не требуется посылать запросы на сервер. Существуют удобные графические средства разработки для Flash.

Если сравнивать по недостаткам Flash и JavaScript, объекты которого сильно отличаются, то основным недостатком Flash является плохая его индексированность поисковиками. Это происходит потому, что поисковики ходят по Также отсутствует возможность выделения текста, находящегося в контейнере Flash.

Silverlight, Vbscript, JavaFX, XUL

Для того чтобы дополнить возможности JavaScript при построении интерфейсов и области коммуникаций, используются технологии Silverlight, Vbscript, JavaFX, XUL.
Они используются все равно более редко, чем Flash и JavaScript. Для выделения особенностей каждой из них можно сказать следующее:

XUL - используют при описании десктоп-приложений и интерфейсов. Но возможно только в случае создания программы под Mozilla.

JavaFX - работает на компьютере только с Java, так как является дополнением к этому языку.

Vbscript - был разработан корпорацией Microsoft. Основой послужил Visual Basic. Этот язык не развивается никак, в наши дни почти не используется, по возможностям уступает JavaScript.

Silverlight - был разработан компанией Microsoft в качестве конкурента для Flash. Он также не имеет большой популярности, т.к. строки JavaScript могут предоставить гораздо больше сценариев страницы.

Как включить JavaScript и что такое JavaScript error

Теперь стоит обсудить каждодневные проблемы пользователей в сети. Сегодня все чаще случается, что пользователь после посещения своей страницы в соц. сети видит в верхнем окне сообщение об ошибке «JavaScript не включен», «Для правильной работы сайта включите JavaScript», «JavaScript error». Как исправить это - серьезный вопрос, т.к. при этом возникают трудности с загрузкой видео и фото у пользователя.

Как включается JavaScript в Mozilla Firefox

Если пользователь работает в Mozilla, нужно зайти в «Инструменты», далее в «Настройки». Затем на вкладке «Содержимое» нужно поставить галочку напротив надписи «Использовать JavaScript».

Как включается JavaScript в Google Chrom

Для включения или отключения JavaScript в этом браузере требуется следующая последовательность действий: «Настройка и управление Google Chrom», «Параметры», «Расширенные», «Личные данные (настройки содержания)», «JavaScript». Разрешить всем сайтам использование JavaScript (рекомендуется).

Как включается JavaScript в Opera

Для включения или отключения JavaScript в этом браузере требуется выполнить следующее:

Нажать клавишу F12.

Выбор пункта “Включить JavaScript”.

Как включается JavaScript в IE ("Интернет Эксплорер")

Для включения или отключения JavaScript в "Интернет Эксплорере", требуется сделать следующее: «Сервис», «Свойства обозревателя», вкладка "Безопасность", «Выбираем зону Интернет», кнопка "Другой", пункт "Сценарии", «Разрешить сценарии».

JavaScript в ВК

Для решения этой проблемы, требуется исправление JavaScript error в сети «ВКонтакте».

Что такое ошибка JavaScript VK?

Пользователь посетил свою страницу в соцсети и попробовал запустить видео- или аудиофайл, но после этого обнаружил в левом верхнем углу надпись «JavaScript error: initAddMedia is not defined». Это сообщение появляется при ошибке
« initAddMedia».

Для начала требуется зайти в «Пуск», «Мой Компьютер» и папку Windows. Потом переход в раздел system32 и в папку driver. Затем в папку etc.

Посреди небольшого количества файлов в этой папке требуется выбрать файл hosts.
Затем этот файл открывается с помощью «Блокнота». Это выглядит так: на нужно нажать правой кнопкой мыши и выбрать «Открыть с помощью». Далее можно выбрать «Текстовый редактор WordPad».

После открытия этого файла требуется глянуть на файл с записью 127.0.0.1 localhost. Любые другие записи являются лишними и только затрудняют и блокируют стабильную работу аудио- и видеофайлов. Нужно удалить полностью всю информацию из файла и скопировать только эту надпись 127.0.0.1 localhost. Далее требуется нажать «Сохранить» и перезагрузить компьютер. При последующем посещении страницы "ВКонтакте" все будет работать нормально.

JavaScript был создан программистом Brendan Eich из Netscape и представлен в декабре 1995 года под названием LiveScript. Довольно быстро он был переименован в JavaScript, хотя официальным названием JavaScript является ECMAScript. ECMAScript разрабатывается и поддерживается Международной организацией ECMA (Европейская ассоциация производителей компьютеров).

Что такое JavaScript?
1) JavaScript — язык сценариев, или скриптов. Скрипт представляет собой программный код — набор инструкций, который не требует предварительной обработки (например, компиляции) перед запуском. Код JavaScript интерпретируется движком браузера во время загрузки веб-страницы. Интерпретатор браузера выполняет построчный анализ, обработку и выполнение исходной программы или запроса.

2) JavaScript — объектно-ориентированный язык с прототипным наследованием. Он поддерживает несколько встроенных объектов, а также позволяет создавать или удалять свои собственные (пользовательские) объекты. Объекты могут наследовать свойства непосредственно друг от друга, образуя цепочку объект-прототип.

JavaScript на веб-страницах 1. Подключение сценариев к html-документу

Сценарии JavaScript бывают встроенные , т.е. их содержимое является частью документа, и внешние , хранящиеся в отдельном файле с расширением.js . Сценарии можно внедрить в html-документ следующими способами:

или тело страницы.

Этот способ обычно применяется для сценариев большого размера или сценариев, многократно используемых на разных веб-страницах.

В виде обработчика события .
Каждый html-элемент имеет JavaScript-события, которые срабатывают в определенный момент. Нужно добавить необходимое событие в html-элемент как атрибут, а в качестве значения этого атрибута указать требуемую функцию. Функция, вызываемая в ответ на срабатывание события, является обработчиком события . В результате срабатывания события исполнится связанный с ним код. Этот способ применяется в основном для коротких сценариев, например, можно установить смену цвета фона при нажатии на кнопку:

var colorArray = ["#5A9C6E", "#A8BF5A", "#FAC46E", "#FAD5BB", "#F2FEFF"]; // создаем массив с цветами фона var i = 0; function changeColor(){ document.body.style.background = colorArray[i]; i++; if(i > colorArray.length - 1){ i = 0; } } Change background

Внутрь элемента .
Элемент может вставляться в любое место документа. Внутри тега располагается код, который выполняется сразу после прочтения браузером, или содержит описание функции, которая выполняется в момент ее вызова. Описание функции можно располагать в любом месте, главное, чтобы к моменту ее вызова код функции уже был загружен.

Обычно код JavaScript размещается в заголовке документа (элемент ) или после открывающего тега . Если скрипт используется после загрузки страницы, например, код счетчика, то его лучше разместить в конце документа:

document.write("Введите свое имя");

2. Типы данных и переменные в JavaScript

Компьютеры обрабатывают информацию — данные. Данные могут быть представлены в различных формах или типах. Большая часть функциональности JavaScript реализуется за счет простого набора объектов и типов данных. Функциональные возможности, связанные со строками, числами и логикой, базируются на строковых, числовых и логических типах данных. Другая функциональная возможность, включающая регулярные выражения, даты и математические операции, осуществляется с помощью объектов RegExp, Date и Math.

Литералы в JavaScript представляют собой особый класс типа данных, фиксированные значения одного из трех типов данных — строкового, числового или логического:

"это строка" 3.14 true alert("Hellow"); // "Hellow" - это литерал var myVariable = 15; // 15 - это литерал

Примитивный тип данных является экземпляром определенного типа данных, таких как строковый, числовой, логический, null и undefined .

2.1. Переменные в JavaScript

Данные, обрабатываемые сценарием JavaScript, являются переменными . Переменные представляют собой именованные контейнеры, хранящие данные (значения) в памяти компьютера, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Переменные имеют имя , тип и значение .

Имя переменной, или идентификатор , может включать только буквы a-z , A-Z , цифры 0-9 (цифра не может быть первой в имени переменной), символ $ (может быть только первым символом в имени переменной или функции) и символ подчеркивания _ , наличие пробелов не допускается. Длина имени переменной не ограничена. Можно, но не рекомендуется записывать имена переменных буквами русского алфавита, для этого они должны быть записаны в Unicode.

В качестве имени переменной нельзя использовать ключевые слова JavaScript. Имена переменных в JavaScript чувствительные к регистру, что означает, что переменная var message; и var Message; — разные переменные.

Переменная создается (объявляется) с помощью ключевого слова var , за которым следует имя переменной, например, var message; . Объявлять переменную необходимо перед ее использованием.

Переменная инициализируется значением с помощью операции присваивания = , например, var message="Hellow"; , т.е. создается переменная message и в ней сохраняется ее первоначальное значение "Hellow" . Переменную можно объявлять без значения, в этом случае ей присваивается значение по умолчанию undefined . Значение переменной может изменяться во время исполнения скрипта. Разные переменные можно объявлять в одной строке, разделив их запятой:

Var message="Hellow", number_msg = 6, time_msg = 50;

2.2. Типы данных переменных

JavaScript является нетипизированным языком, тип данных для конкретной переменной при ее объявлении указывать не нужно. Тип данных переменной зависит от значений, которые она принимает. Тип переменной может изменяться в процессе совершения операций с данными (динамическое приведение типов ). Преобразование типов выполняется автоматически в зависимости от того, в каком контексте они используются. Например, в выражениях, включающих числовые и строковые значения с оператором + , JavaScript преобразует числовые значения в строковые:

Var message = 10 + " дней до отпуска"; // вернет "10 дней до отпуска"

Получить тип данных, который имеет переменная, можно с помощью оператора typeof . Этот оператор возвращает строку, которая идентифицирует соответствующий тип.

Typeof 35; // вернет "number" typeof "text"; // вернет "string" typeof true; // вернет "boolean" typeof ; // вернет "object" typeof undefined; // вернет "undefined" typeof null; // вернет "object"

Все типы данных в JavaScript делятся на две группы — простые типы данных (primitive data types) и составные типы данных (composite data types) .

К простым типам данных относят строковый, числовой, логический, null и underfined .

2.2.1. Строковый тип (string)

Используется для хранения строки символов, заключенных в двойные или одинарные кавычки. Пустой набор символов, заключенный в одинарные или двойные кавычки, является пустой строкой. Число, заключенное в кавычки, также является строкой.

Var money = ""; // пустая строка, ноль символов var work = "test"; var day = "Sunday"; var x = "150";

В строку в двойных кавычках можно включить одиночную кавычку и наоборот. Кавычка того же типа отключается с помощью символа обратного слэша \ (так называемая escape-последовательность ):

Document.writeln("\"Доброе утро, Иван Иваныч!\"\n"); // выведет на экран "Доброе утро, Иван Иваныч!"

Строки можно сравнивать, а также объединять с помощью операции конкатенации + . Благодаря автоматическому приведению типов можно объединять числа и строки. Строки являются постоянными, после того, как строка создана, она не может быть изменена, но может быть создана новая строка путем объединения других строк.

2.2.2. Числовой тип (number)

Используется для числовых значений. Числа в языке JavaScript бывают двух типов: целые числа (integer) и числа с плавающей точкой (floating-point number) . Целочисленные величины могут быть положительными, например 1 , 2 , и отрицательными, например –1 , –2 , или равными нулю. 1 и 1.0 — одно и то же значение. Большинство чисел в JavaScript записываются в десятичной системе счисления, также может использоваться восьмеричная и шестнадцатеричная системы.

В десятичной системе значения числовых переменных задаются с использованием арабских цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 .

В восьмеричном формате числа представляет собой последовательность, содержащая цифры от 0 до 7 и начинающаяся с префикса 0 .

Для шестнадцатеричного формата добавляется префикс 0x (0X), за которым следует последовательность из цифр от 0 до 9 или букв от a (A) до f (F), соответствующие значениям от 10 до 15 .

Var a = 120; // целое десятичное числовое значение var b = 012; // восьмеричный формат var c = 0xfff; // шестнадцатеричный формат var d = 0xACFE12; // шестнадцатеричный формат

Числа с плавающей точкой представляют собой числа с дробной десятичной частью, либо это числа, выраженные в экспоненциальном виде. Экспоненциальная запись чисел предполагает следующий вид: число с дробной десятичной частью, за ним следует буква e , которая может быть указана как в верхнем, так и в нижнем регистре, далее — необязательный знак + или - и целая экспонента.

Var a = 6.24; // вещественное число var b = 1.234E+2; // вещественное число, эквивалентно 1.234 Х 10² var c = 6.1e-2; // вещественное число, эквивалентно 6.1 Х 10‾²

2.2.3. Логический тип (boolean)

Данный тип имеет два значения, true (истина), false (ложь). Используется для сравнения и проверки условий.

Var answer = confirm("Вам понравилась эта статья?\n Нажмите ОК. Если нет, то нажмите Cancel."); if (answer == true) { alert("Спасибо!"); }

Также существуют специальные типы простых значений:
нулевой тип — данный тип имеет одно значение null , которое используется для представления несуществующих объектов.

неопределенный тип — тип переменной underfined означает отсутствие первоначального значения переменной, а также несуществующее свойство объекта.

Составные типы данных состоят из более чем одного значения. К ним относятся объекты и особые типы объектов — массивы и функции. Объекты содержат свойства и методы, массивы представляют собой индексированный набор элементов, а функции состоят из коллекции инструкций.

2.3. Глобальные и локальные переменные

Переменные по области видимости делятся на глобальные и локальные . Область видимости представляет собой часть сценария, в пределах которой имя переменной связано с этой переменной и возвращает ее значение. Переменные, объявленные внутри тела функции, называются локальными , их можно использовать только в этой функции. Локальные переменные создаются и уничтожаются вместе с соответствующей функцией.

Переменные, объявленные внутри элемента , или внутри функции, но без использования ключевого слова var , называются глобальными . Доступ к ним может осуществляться на протяжении всего времени, пока страница загружена в браузере. Такие переменные могут использоваться всеми функциями, позволяя им обмениваться данными.

Глобальные переменные попадают в глобальное пространство имен , которое является местом взаимодействия отдельных компонентов программы. Не рекомендуется объявлять переменные таким способом, так как аналогичные имена переменных уже могут использоваться любым другим кодом, вызывая сбой в работе скрипта.

Глобальное пространство в JavaScript представляется глобальным объектом window . Добавление или изменение глобальных переменных автоматически обновляет глобальный объект. В свою очередь, обновление глобального объекта автоматически приводит к обновлению глобального пространства имен.

Если глобальная и локальная переменная имеют одинаковые имена, то локальная переменная будет иметь преимущество перед глобальной.

Локальные переменные, объявленные внутри функции в разных блоках кода, имеют одинаковые области видимости. Тем не менее, рекомендуется помещать объявления всех переменных в начале функции.

Язык программирования JavaScript является объектно-ориентированным языком сценариев, изначально разработанный Netscape Communications под названием LiveScript, но затем переименован в "JavaScript" и с учетом синтаксиса ближе этот язык ближе Java компании Sun Microsystems. JavaScript был позже стандартизированы ECMA под названием ECMAScript. Microsoft называет свои версии JScript.

Изменение названия LiveScript на JavaScript произошло примерно в то же время, когда компания Netscape включили поддержку технологии Java в браузере Netscape Navigator. Это изменение внесло много путаницы у умы обучающихся программированию для начинающих. Не существует никакой реальной связи между Java и JavaScript, их сходство начинается и заканчивается схожим синтаксисом и тем фактом, что оба языка широко используются в сети Интернет.

JavaScript является объектно-ориентированным языком сценариев, который взаимодействует через интерфейс называемый Document Object Model (DOM) с содержимым, может быть выполнен на стороне сервера (веб-серверов) и на стороне клиента в веб-браузере пользователя при просмотре веб-страниц. Многие веб-сайты используют JavaScript технологии на стороне клиента для создания мощных динамических веб-приложений в программировании для чайников. Он может использовать Unicode и может использоватьмощь и силу регулярных выражений (это было введено в версии 1.2 в Netscape Navigator 4 и Internet Explorer 4). JavaScript выражения, содержащиеся в виде строке можно выполнить с помощью функции EVAL.

Одной из основных задач для JavaScript являются маленькие функции, внедренные в страницы HTML и позволяющие взаимодействовать с DOM из браузера для выполнения определенных задач, которые не представляется возможныом в статический HTML: такие открытие нового окна, проверка вводимых в форму значений, изменение изображения при наведении курсора мыши и т.д. К сожалению, создание таких функций является достаточно утомительным занятием, потому как браузеры не стандартизированы, различные браузеры могут создавать различные объекты или методы сценариев, и поэтому часто приходится писать различные варианты функции JavaScript для различных браузеров, но это не очень удобно при обучении основам программирования.

JavaScript / ECMAScript поддерживается такими движками как:

  • Rhino
  • SpiderMonkey

Окружающая среда

Комментарий разметки требуется для того, чтобы гарантировать, что код не отобразится в виде текста, в браузерах, которые не признают тега . теги в XHTM / XML-документах, однако, не будут работать, если закомментированы. Современные браузеры, которые поддерживают XHTML и XML, достаточнохорошо разработаны, чтобы признать , так что в этих документах код остается без комментариев.

HTML-элемент может генерировать внутренние события, к которым можно подключить скрипт обработчик. Чтобы создать верный документ HTML 4.01, нужно вставить соответствующее заявление по умолчанию вязык сценариев в разделе заголовка документа.

Элементы языка

Переменные

Переменнык, как правило, динамически типизированы. Переменные определяются либо просто присваиванием им значения или с помощью оператора "var". Переменные, объявленные вне функции находятся в "глобальной" области видимости, видимы на всей веб-странице, переменные, объявленные внутри функции являются локальными для этой функции. Чтобы передать переменные с одной страницы на другую, разработчик может установить "cookie" или использовать скрытый фрейм или окно в фоновом режиме для их хранения.

Структуры данных

Главным типом является структура данных в виде ассоциативного массива похожая на хэши на языке программирования Perl или словари Python, Postscript и Smalltalk.

Элементы могут быть доступны по номерам или ассоциативным названиям (если они были определены). Таким образом, следующие выражения могут все быть эквивалентны:

MyArray,
myArray.north,
myArray["north"].

Объявление массивов

MyArray = new Array(365);

Массивы реализованы так, что только определенные (имеющие не пустое значение) элементы будут использовать память, они "разряжают массивы". Если мы зададим множество myАггау = "чего-то там" и myArray = "что-то там еще ", то мы использовали место только для этих двух элементов.

Объекты

JavaScript имеет несколько видов встроенных объектов, а именно Object, Array, String, Number, Boolean, Function, Date and Math. Другие объекты принадлежат объектам DOM (окна, формы, ссылки и т.д.).

Определив функции конструктора можно определить объекты. JavaScript является объектно-ориентированный язык основанным на прототипах. Можно добавить дополнительные свойства и методы к отдельным объектам после того как они были созданы. Для этого для всех экземпляров определенного одного типа объекта можно использовать прототип-заявление.

Пример: Создание объекта
// Функция-конструктор

Function MyObject(attributeA, attributeB) { this.attributeA = attributeA this.attributeB = attributeB }
// Создать объект
obj = new MyObject("red", 1000)

/ / Доступ к атрибуту объекта
alert(obj.attributeA)

/ / Доступ атрибут с ассоциативный обозначения массива
alert(obj["attributeA"])

Иерархия объектов может быть воспроизведена и в JavaScript. Например:

Function Base() { this.Override = _Override; this.BaseFunction = _BaseFunction; function _Override() { alert("Base::Override()"); } function _BaseFunction() { alert("Base::BaseFunction()"); } } function Derive() { this.Override = _Override; function _Override() { alert("Derive::Override()"); } } Derive.prototype = new Base(); d = new Derive(); d.Override(); d.BaseFunction();

В результате получим на экране: Derive::Override() Base::BaseFunction()

Управляющие инструкции
If ... else if (condition) { statements }
Циклы
while (condition) { statements } Do ... while do { statements } while (condition); For loop for (; ; ) { statements } Цикл For ... in
Этот цикл проходит по всем свойствам объекта (или элемента в массиве)
for (variable in object) { statement }

Оператор выбора
switch (expression) { case label1: statements; break; case label2: statements; break; default: statements; }

Функции
Заключается тело функции в {тело может быть пустым}, а список аругментов указывается внутри () идущих после имени функции. Функции могут возвращать значение, после выполнения.

Function(arg1, arg2, arg3) { statements; return expression; }

В качестве примера разберем функцию, основанную на алгоритме поиска наибольшего общего делителя Евклида:

Function gcd(a, b) { while (a != b) { if (a > b) { a = a - b; } else { b = b - a; } } return a; }

Количество аргументов при вызове данной функции не должны обязательно предоставлять столько аргументов, сколько указано при объявлении функции. В функции аргументы могут также быть доступны через массив аргументов.

Каждая функция - экземпляр функции, базового типа объекта. Функции могут быть созданы и назначены как и любые другие объекты:

Var myFunc1 = new Function("alert("Hello")"); var myFunc2 = myFunc1; myFunc2();

Результат на экране:

Взаимодействие с пользователем

Большинство взаимодействие с пользователем осуществляется с помощью HTML-форм, которые могут быть доступны через HTML DOM. Однако Есть также некоторые очень простые средства общения с пользователем:

Оповещение диалоговом окне
Подтвердите диалоговое окно
Строки диалогового окна
Строка состояния
Консоли

Текстовые элементы могут быть источником различных событий, которые могут вызвать действия, если обработчик события EMCAScript зарегистрирован. В HTML эти функции обработчика событий часто определяется как анонимные функции непосредственно в тегах HTML.

Если вы еще не знакомы с понятием Javascript, то об этом .

В этой заметке хотелось рассказать о том, для чего Javascript нужен и что с его помощью можно делать.

Как и у любого язык программирования, основная задача Javascript создавать последовательность действий, которые будут приводить к определенному результату.

Это могут быть условия «если-то», циклы, которые создают определенную последовательность действий, математические вычисления и.т.д.

Самое главное в том, что все эти операции можно производить на веб-страницах, в окне браузера. Причем, javascript может работать и без подключения к сети Интернет.

Итак, давайте рассмотрим ряд примеров, которые демонстрируют те возможности, которые можно получить при использовании Javascript. Я условно отсортировал их на несколько групп, чтобы у вас появилось определенное понимание, что делает Javascript и зачем он нужен.

1) Математические операции

На веб-страницах очень часто возникает необходимость произвести те или иные вычисления.

Например, есть два текстовых поля и нужно в третьем текстовом поле вывести сумму двух чисел, которые введены в первые два.

С помощью Javascript можно создать калькулятор и разместить его на веб-странице.

Вот здесь есть пример такого калькулятора:

Еще ситуация, возьмем какую-нибудь текстовую строку на веб-странице, нужно увеличить ее размер в 1,5 раза. Это тоже можно сделать с помощью математических вычислений, путем умножения текущего размера на коэффициент 1,5.

Задач, которые требуют вычислений очень и очень много на практике. Javascript позволяет все это делать.

2) Обработка и валидация данных в HTML-формах

Javascript позволяет проверять, что все требуемые поля заполнены и данные, которые в них находятся соответствуют нужному формату (например, если требуются цифры, то должны быть только цифры и не должно быть букв).

Делает это Javascript без перезагрузки страницы и даже без подключения к Интернет.

Прежде чем отправлять данные на сервер, они проходят предварительную проверку на Javascript. Это снижает нагрузку на сервер.

3) Взаимодействия с пользователем и события

На веб-странице могут появляться различные эффекты, в зависимости от того, какие действия совершает пользователь.

Выпадающее меню на сайте при наведении курсора мыши.

При клике на кнопку скрыть или показать какой-то элемент на странице.

Появления всплывающего окна, когда курсор мыши ушел за пределы окна браузера.

Затемнение заднего фона и эффекты плавного появления элемента реализуются на Javascript.

4) Взаимодействовать с HTML-элементами на странице и управлять их содержимым и стилями.

При наступлении определенного события (например, клик мыши или любого другого) можно изменять внешний вид (стили CSS) элементов на странице.

Делается это все программно.

Еще можно добавлять какие-нибудь HTML-теги или атрибуты к ним, также при наступлении определенного события.

5) Добавление анимации и различных графических эффектов на веб-страницы.

Падающие и двигающиеся объекты. Например, снег на сайт.

Плавное появление и скрытие объектов

Таймер обратного отсчета

И др. эффекты реализуются на Javascript

Я перечислил здесь лишь небольшой список возможностей Javascript. Чтобы вы могли посмотреть все наглядно и на реальных примерах, привожу здесь список сайтов, на которых опубликованы действующие примеры на языке javascript:

Возможности и сфера применения Javascript на самом деле очень обширные. Все будет ограничиваться только вашей фантазией и творчеством.