Стандарты печатей китайских предприятий. Школа китайских резных печатей В программу изучения китайских резных печатей входит

История происхождения печатей в Китае. Взаимоотношения между искусством резьбы печатей и живописью, каллиграфией.

Резьба печатей - это форма искусства, которая развивалась независимо от китайской живописи. Возникновение их - в первую очередь, заслуга императоров. Так же, как скипетр и корона были символами царской власти на Западе, так печать была символом власти в Китае.

Имперская печать имела решающее значение. Первичный признак окончательной консолидации власти в руках императора. Его заявления и указы не могли считаться законными без участия императорской печати.
Это хорошо отражено в истории династии Хань, где первая печать была выдана императору мифологическим Желтым Императорским сошедшим с неба. В другой истории Император Яо из династии Шан получает кольцо от . Эти истории показывают, что печать представляется китайцам как «Мандат Неба», а именно, признак того, что правитель получает разрешение на господство над людьми от самой природы.

Еще одним свидетельством важности печати в китайской традиции является иероглиф 宝 - "bǎo", обозначающий княжескую печать и сокровище, ценность одновременно. Он состоит из трех основных компонентов: царя, точки и крыши. Маленькая точка и есть императорская печать. Император в своем дворце становится императором только, когда он обладает императорской печатью.

Самые ранние образцы традиционной китайских печатей принадлежат династии Шан - около 16 -го века до нашей эры. Во времена периода Воюющих царств (411-221 до н.э.) печати и пломбы широко используются как в официальных процессах, так и в частных случаях. Ими пользовались императоры, аристократы, военачальники, купцы и даже простые люди. При династии Тан начали использовать красную красящую пасту для оттиска.
Ремесло резьбы печатей постепенно эволюционировало в полноценное искусство с своими школами, течениями, стилями и подходами.
Стили иероглифов , используемых для печатей менялись. Эта эволюция шла рука об руку с развитием в целом, так как изготовление печатей - это синтез каллиграфии и резьбы.
На ранних стадиях печати делали из мягких материалов, таких как слоновая кость или кости иных животных, дерева, черепашьих панцирей. Позже стали популярны металлические печати. Теперь же китайцы предпочитают печати вырезанные из нефрита и других полудрагоценных камней. Иные материалы пригодные для работы: слоновая кость, золото, серебро, рог носорога, магнит и керамика.

Печати так же являлись символом ранга . Их выдавали чиновникам от императорской семьи. Официальные печати имели различные характеристики, в зависимости от владельца и его личности. На ранг указывал тип конструкции и используемого материала. Официальные печати были обычно такого размера, который удобно носить на поясе чиновнику.
Официальные печати были разнообразны, но имелся определенный кодекс и стандарты, которые, однако, не затрагивали мастеров частных печатей.
имели разный функционал, но чаще всего это были личные именные печати , которыми «подписывали» документы. Художники и ученые предпочитали различные псевдонимы . Их у одного человека могло быть несколько. В других случаях использовали так называемые «печати досуга », которые содержали высказывание или девиз дорогой сердцу владельца. Печати арт-дилеров и ценителей, поставленные на произведения искусства, являлись подтверждением подлинности, значительно повышали цену работы.

Так в чем же связь между китайскими печатями, живописью и каллиграфией ? Их отношения очень интересны и наглядно демонстрируют, как практические культурные привычки медленно эволюционируют в эстетические требования.

Все началось с коллекционеров, в частности, с императоров. Они штамповали картины, чтобы обозначать свою собственность. Таким образом, первые люди, которые ставили печати на картинах - фактически владельцы, а не художники.

Эта привычка ставить печати получила широкое распространение. Живопись без них стала восприниматься несколько незаконченной. Поэтому художники начали маркировать свои собственные произведения именной печатью. Большая часть китайских шедевров, которые мы видим сегодня, имеют печати и от художника и от различных коллекционеров, которые владели ими на протяжении веков.

История взаимоотношений печатей и живописи в Китае иногда несколько трагична, довольно часто произведения искусства были осквернены одержимостью коллекционеров увековечить свои имена на великих произведениях. Действия Императора Цянь Лун династии Цин являются наглядным примером безрассудной страсти вандала: его печати ставились не к месту, иногда безвозвратно разбивая превосходную композицию картины. Говорят, образованные чиновники частенько, рискуя собственной жизнью, меняли оригиналы картин на копии перед тем, как предоставить их императору для маркировки.
С другой стороны, печати коллекционеров, именитых художников, императоров придает некоторым произведениям искусства уникальный характер: картины с оттисками целых поколений рассказывают особую историю жизни этих работ.

Наш творческий проект предлагает Вам обратить внимание на те печати, которые представлены .
. В этом случае, свяжитесь с нами по телефону: +7 916 671 30 42 или по почте: [email protected] , мы поможем определиться с тем, какой печать должна быть, чтобы соответствовать Вашим ожиданиям, а работу выполним качественно и по разумным ценам.

Возможны варианты, когда резьба исполняется на камне заказчика или копируется по предоставленному примеру (оттиску).
Сроки оговариваются индивидуально. Итоговая стоимость зависит от: качества камня, его размера, количества иероглифов, "тонкости" работы и сроков выполнения.

Чудесные печати, которые вы увидите в этой статье, сделаны руками Скаткина Станислава, нашего мастера по резьбе. Эти печати были изготовлены для наших учеников. Подбирать иероглифы для печатей помогал я, Щербаков Андрей. За год работы накопилось уже достаточно много материала и мы со Стасом решили сделать серию постов, посвящённую этой теме. Первый пост этой серии уже размещен на сайте. Он посвящен . Речь пойдет про одну из древнейших художественных традиций Китая. Мы поговорим о создании печати – одной из четырех драгоценностей китайского художника.

Любому автору, работающему в технике традиционной китайской живописи и живописи У-Син, трудно будет обойтись без печати в своем инструментарии! Печать – это своего рода финальный аккорд, точка в нашем живописном произведении. В Китае говорят, что картина незакончена без каллиграфической надписи и печати, и это действительно так. Особенно, если речь идет о монохромных произведениях, в которых алая печать имеет ничем не заменимую функцию.

Личная печать для мастера художника-каллиграфа – больше, чем замена личного автографа, и даже больше, чем незаменимый атрибут стиля на картине. Это настоящая магическая вещь, личный амулет, и поэтому, к выбору личной печати стоит относиться достаточно ответственно. В предстоящей серии постов мы хотели бы раскрыть суть каждой из стадий выбора личной печати, ведь процесс создания печати имеет несколько стадий.

1. Что должно быть изображено на печати? Это может быть надпись, ваше китайское имя или даже некий образ. Например, графический
значок «дракон», «черепаха» или любое другое животное. Это также может быть графический образ близких Вам божеств. В китайской традиции есть «магические» иероглифы, которые также довольно часто вырезают на печатях.

Если Вам нужна именная печать, встаёт вопрос подбора имени. Есть множество путей решения этого вопроса. Самый несложный ход – посмотреть на любом соответствующем сайте как имя пишется по–китайски. Более разумным ходом было бы попросить мастера, в
традиции которого вы хотите использовать вашу печать, дать вам имя. Так поступают даже китайцы, которым часто дается особое имя внутри школы.
-Если на Вашей печати будет надпись, то надо понять, какая именно. Подбор надписи – настоящее искусство, связанное с глубоким знанием китайской культуры.

2. После того, как мы определились с надписью, мы должны определиться и с каллиграфическим стилем печати. Дело в том, что за много тысячелетий существования китайской культуры, накопилось до сотни способов писать каждый иероглиф. Среди пяти основных стилей китайской каллиграфии три считают регулярными и применяют для создания печатей. Эти стили именуют Чжуань шу 篆书, Ли шу 隶书 и Кай шу 楷书. Но в каждом из этих стилей, особенно, в Чжуань шу 篆书 есть сотни «подстилей».

3. Далее определяются с формой и видом печати. Печати ведь можно делать не только на камне, но и на дереве, кости, можно отлить печать
из металла, в том числе и из драгоценного. Всё это мы делаем в нашей Школе живописи У-син. Но, всё же, наиболее распространёнными являются печати на камне. При этом, речь может идти, как о резьбе на необработанном минерале, так и на камне, с уже готовой «декоративной частью». Выбор камня для печати является одним из самых волнующих и ответственных моментов в процессе появления на свет будущего амулета, ведь каждый камень обладает своей энергетикой, своим воздействием на организм. Выбор камня – это целая практика, связанная с развитием чувствительности и интуиции.


4. Когда и камень, и надпись готовы, следует определиться со способом формирования отпечатка. Есть два подхода к формированию изображения, иньский и янский. Разница заключается в подходе к экстракции материала при резьбе. В случае с янским вариантом, исключается материал вокруг сформированного изображения и само изображение делает оттиск, таким образом иероглифы киноварным оттиском получаются красными, а фон белым. Иньский способ – обратная ситуация, извлекается материал внутри изображения, картинка на оттиске образуется фоном, иероглифы в иньском исполнении – белые, а фон заполненный красным. Ну и, конечно же, от выбранного способа крайне сильно зависит то, какое место будет занимать ваша печать в картине.

5. Далее, уже мастер, в данном случае – Скаткин Стас приступает к изготовлению печати. Цена его работы зависит, как от сложности самой
работы, так и от твёрдости выбранного материала. Ведь некоторые камни настолько тверды, что едва поддаются резцу и приходится применять бор-машину.

Вот таков процесс создания печати. Именно его, пункт за пунктом, мы хотим осветить в нашей будущей серии постов.


Иньчжан 印章 (yinzhang), - так они называются.

Искусство резьбы печатей достигло расцветаво времена правления династии Цинь . (221 г. до н.э.), но существовало и намного раньше. Для обозначения личных предметов и вещей, стали применяться «именные печати», которые служили так же, как японские гербы - для отличия. Затем границы их применения значительно расширились, они были и атрибутом власти императора и счастливым талисманом и личной подписью творцов предметов искусства.

Но и само изготовление печатей - стало искусством, их изготовляли и слоновой кости, металла, дерева, наиболее дороги из нефрита (汉玉印 - Hàn yù yìn ) или из красного камня «тяньхуан » (田黄 ), в форме фигурок (часто Ши-цзы 狮子 - собака-лев) или брикета с резьбой:




Вырезали нужные иероглифы на обратной стороне (круглой, квадратной или прямоугольной)письмом Чжуаньшу 篆書 (см. здесь: )), заполняя прорези красной краской, и саму резьбу, по названию стиля письма, именуют Чжуанькэ.



Впрочем, сейчас чжуаньшу необязательно используется, может быть и обычная каллиграфия и современный вид иероглифов, тем не менее, классической считается именно печать, использующая стиль Чжуань.

Красный цвет - отражает природу «инь», заменяет черный в природе тьмы женственной сущности, оставшийся неокрашенным - белый, - светлая мужская природа «ян».


("дом")

Отсюда две разновидности китайских печатей: « Инь» или «Чж ы вэнь 赤 文 » - красный фон и белые иероглифы; и «Ян» или «Байвэнь 白 文 » - белый фон и красные иероглифы. Это достигается за счет рельефности, от того имеют ли выпуклость вырезанные иероглифы, либо они вдавлены внутрь.

Краска (чернильная глина «инь-ни»), первоначально изготовлялась из киновари, экстракта кораллов с добавлением масел, иногда даже с дополнением пыли из драг.металлов. Редко, но бывает, что и не красного цвета, но в любом случае, темный - это инь.

Иероглифы на печати располагаются справа налево и сверху вниз, как и в обычном восточном вертикальном письме, последним иероглифом зачастую выступает само слово «печать» йинь 印 или чжан 章 (от иньчжан) . Но даже если иероглифа два в строчку, все равно читается справа налево.

Виды печатей:

1) 姓名印 (Xìngmíng yìn) или 私印 ( Sī yìn) - личная печать, печать частной собственности.

(Táng wèi) - 1-й - Династия Тан (618-907), 2-й - для, управление, рука, указ. Печать на утвари и документах династии Тан:


汉匈奴破虏长 (Hàn xiōngnú pò l ǔ zh ǎ ng) - 1-й - династия Хань (206 до н.э.-220 н.э.); 2-й - сердцевина, столица; 3-й - рабство, тирания. 4-й - разгром; 5-й - захват; 6-й - лидер. Основатель династии Хань - Лю Бан происходил из крестьян. Лю Бан стал во главе повстанцев, которым удалось взять столицу Сянъян и свергнуть крайне непопулярную династию Цинь . Видимо, печать имеет непосредственное отношение к этим событиям:


乾隆御笔 (Qiánlóng yùb ǐ ) - «Кисть правителя Цьянь-Луна» - печать указов, личной утвариимператора Цяньлуна, четвертого императора династии Цин (1735 — 1796 ). Вазы императоров династии Цин, например, они потому и называются по их имени, что на донышке, настоящие вазы должны иметь именную печать императора, которому она принадлежала, тоже касается и других династий (хотя подделать это не очень трудно):


巧工中郎将印 (Qi ǎ o gōng zhōng láng jiāng yìn) - 1-й - умелый, гениальный; 2-й - управляющий; 3-й - центр; 4-й - юный господин; 5-й - генерал; 6-й - печать. Печать молодого и умного генерала эпохи Хань.



武猛校尉 (W ǔ měng xiào wèi) - 1-й - воинственный; 2-й - жестокий; 3-й - офицер; 4-й - царство Вэй (220-266). Его основателем был бывший ханьский офицер Цао Цао (曹操 ). С ним тесно связана изначальная история государства Вэй. Всю свою жизнь Цао Цао провел в беспрерывных походах и сражениях с другими китайскими военачальниками. Это его печать:


魏霸 - 1-й - королевство Вэй, династия; 2-й - тирания.



王纲私印 (Wáng gāng sī yìn) - 1-й - император; 2-й - распоряжение, 3,4-й - личная печать. Печать указов императоров династии Вэй.


三石斋王臻之章 (Sānshí zhāi wáng zhēn zhī zhāng) - 1-й - три; 2-й - камень; 3-й - аскетизм, следование буддийской воздержанности; 4-й - император; 5-й - начальствующий; 6-й -его, своя; 7-й - печать (чжан). «Печать императора, идущего путем 3-х камней - добродетелей буддизма» (а может конфуцианства) или «Печать Саньши Чжая» - имя какого-то правителя.


丞相博阳侯 (Chéngxiàng bó yáng hóu) - 1-й - помощник губернатора, ассистент; 2-й - взаимный, равноправный; 3-й - богатый; 4-й - свет мужчина «ян»; господин/фамилия. Личная печать с эпитетами, типа «Щедрый, достойный и сиятельный господин Хоу - помощник губернатора». Хотя, Хоу - это также царство позднего периода Цинь (384 н.э.), и возможно это не помощник, а член императорской семьи.



东郡守丞 (Dōngjùn sh ǒ u chéng) - 1-й - восток; 2-й - дивизия; 3-й - защита, оборона; 4-й - ответственный. Печать военачальника восточного оборонительного дивизиона.



2) 表字印 (Bi ǎ o zì yìn ) - печать имени творческих деятелей, часто псевдоним,- литература, живопись и т.п. Есть также разновидность 别号印 (bié hào yìn) - печать с псевдонимом, возможно не одним, хозяина печати, необязательно творца искусства, но довольно известного человека.


3) 封泥 (Fēng ní) - печать, скрепляющая конверт с письмом.
御府丞印 - 1-й -за перевозку; 2-й - гос.отдел; 3-й - ответственный; 4-й - печать.



4)
斋馆印 (Zhāi gu ǎ n yìn) - печать названия компании, подразделения, группы ответственных лиц.

殿中都尉 (Diànzhōng dū wèi) - 1-й - дворец, храм; 2-й - середина, главный; 3-й - изысканный, столичный; 4-й - династия Вэй. Печать распорядителей дел императорского двора или главного храма:

王金 (Wáng jīn) - 1-й - император; 2-й - золото. Императорская казна:


5) 收藏印 (Shōucáng yìn) - печать коллекционера, на приобретенные им предметы искусства - книги, каллиграфические и живописные свитки, могла содержать слова восхищения мастерством их автора. Ясное дело, возникает сразу путаница, кто коллекционер, а кто автор и без знания истории китайского антиквариата и, главное, личностей, вращающихся в этом, разобраться сложно, обычно на таких свитках стоит несколько печатей:




6) 词句印 (Cíjù yìn) - печать -строчка из поэтического произведения, соответствующая настроению или тому, что было изображено на картине - самая частая печать на живописи.

萧瑟秋风今又是 (Xi ā os è qi ū f ē ng j ī n y ò u sh ì) - иньская печать, 1-й - полынь, скорбь; 2-й - шум ветра, длинная цитра; 3-й - осень; 4-й - ветер; 5-й - сейчас; 6-й - опять; 7-й - быть, верно. Определенно, - стих, например, так: «Скорбные звуки цитры, словно порыв осеннего ветра».


墨缘 (Mò yuán) - 1-й - чернила, каллиграфия; 2-й - причина, судьба. «Чернила пишущие судьбу»? скорей всего, подпись каллиграфа.


常乐苍 龍 曲侯 (Cháng lè cānglóng qū hóu) - 1-й - регулярная, постоянная; 2-й - счастье, музыка; 3-й - голубой, зеленый; 4-й - дракон; 5-й - мелодия, песня; 6-й - пронзающая. Поэтическая строка «Пронзительная песня дракона зеленого дает постоянное счастье».


宜春丞禁 (Yichūn chéng jìn) - 1-й - верный, истинный; 2-й - весна; 3-й - спасение, помощник; 4-й - запрещено. Что-то вроде: «от весны нет спасения», или «не стоит помогать цвести весне, торопить всходы».


秋露如珠 (Qiū lù rú zhū) - 1-й - осень; 2-й - роса; 3-й - как, если; 4-й - жемчуг. «Осенняя роса, как жемчуг».


天如水 (Tiān rúshu ǐ ) - 1-й - небо; 2-й - как; 3-й - вода. «Небо, как вода».


江上清風山間之名月 (Jiāngshàng qīngfēng shānjiān zhī míng yuè) - 1-й - широкая река Янцзы; 2-й - поднимается; 3-й - чистый, мирный; 4-й - ветер; 5-й - горы; 6-й - период; 7-й - чего; 8-й - имя; - 9-й - луна. «Плодородно река Янцзы разливается, ветер с гор шепчет имя луны» (может об определенной фазе луны, в которую разливается река):



Печати-обереги, удачи, благих пожеланий:


1) 黄神越章 (Huáng shén yuè zhāng) «Печать главного желтого бога» - печать легендарного Желтого Императора/Бога (Хуан-ди), считается, чтоотпугивает демонов и злых духов, ставилась на предметы или письма дорогим людям.


蝉 · 螳螂 · 黄雀 (Ch á n . t á ngl á ng . hu á ng qu è) - 1-й - цикада; 2-й - богомол; 3-й - навозный жук (как скарабей); 4-й - желтый; 5-й - воробей.

Учитывая наличие Хуан (желтый), возможно также относится к защитным печатям Желтого Императора, который был по легенде большим философом. Также воробьи всегда ассоциировались с конфуцианством.


2) 吉语印 ( J í y ǔ y ì n ) или 书简印 ( Sh ū ji ǎ n y ì n ) - печать пожелания удачи, фраза с добрыми пожеланиями, короткие высказывания древних философов, ставилась в конце письма, свитке с каллиграфией или живописью.

大吉祥 (Dà jíxiáng) - 1-й - большой, великий; 2-й - удача, счастье; 3-й - хорошее предзнаменование. 100% - печать удачи.


吉祥如意 (Jíxiáng rúyì) - 1, 2, - удача, счастье; 3-й - как, это; 4-й - разум, душа, смысл. Также счастливая/философская печать, можно понять, как «счастье в здоровом уме», или «смысл жизни - это счастье».

弄狗厨印 (Nòng g ǒ u chú yìn) - 1-й - движение,игра; 2-й - собака; 3-й - шкаф/кухня; 4-й -печать. Что-то вроде охранная собака на шкаф, или кухонную утварь, чтобы была еда или чтоб не украли.


昌武君印 (Chāng w ǔ jūnyìn) - 1-й - свет солнца, добро; 2-й - военачальник/фамилия; 3-й - тебе, господин, правитель; 4-й - печать (йинь). Печать благого пожелания (оберег) адресату в письме.


琅邪相印章 (L á ng xi é xi ā ng y ì nzh ā ng ) - 1-й - сердолик, чистый; 2-й - зло, порок; 3-й - вместе;4.5-й - печать. Можно сказать, слияние добра и зла, чистоты и порока печать эпохи Хань, проявление двойной природы инь-ян, философская.

庆泠长印 - 1-й - поздравление; 2-й - приятность, удобство, мирная жизнь; 3-й - преуспевание, процветание, 4-й - печать. Печать благого пожелания в письме, скорей всего.

长幸 (Zh ǎ ngxìng) - 1-й - преуспевание; 2-й - счастье.


39. 绥统承祖 , 子孙慈仁 , 永葆二亲 , 福禄未央 , 万岁无疆 (Suī t ǒ ng chéng z ǔ , z ǐ sūn cí rén, y ǒ ng b ǎ o èr qīn, fú lù wèiyāng, wànsuì wújiāng) - 1-й - успокаивающий, рационалтзирующий; 2-й - контроль, власть; 3-й - получение наследства; 4-й - праотец, предок; 5-й - сын, ребенок; 6-й - потомок; 7-й - благотворительность; 8-й - человечность; 9-й - вечность, 10-й - охраняемый; 11-й - два; 12-й - родители; 13-й - счастье; 14-й - благословение; 15-й - год козы; 16-й - на исходе; 17-й - 10000; 18-й - лет; 19-й - нет; 20-й - границы.Видимо, благие пожелания престолонаследнику, родившемуся в конце года козы, долголетия ему, счастья и т.п.

Изготовление китайских резных печатей предполагает практические занятия, в ходе которых можно освоить различные инструменты и способы работы с ними, а также узнать о разных стилях выполнения таких изделий.

Мы научим вас не только работать с выбранными материалами, но и расскажем, как правильно подготовить инструмент. Благодаря таким урокам можно легко освоить принципы подбора иероглифов, которые наносятся на печати, после чего наши ученики могут не только изготавливать такие изделия самостоятельно, но и читать другие печати.

Курс - Традиционная резьба печатей

В ходе обучения наши ученики знакомятся со стилями других мастеров и разбирают особенности разных стилей изготовления таких изделий, а используя такие знания в качестве основы, вы сможете делать оригинальные и эксклюзивные печати для личного пользования.

В программу изучения китайских резных печатей входит:

Практические знания по инструментам, материалам, стилям и приемам резьбы.

  • Вы научитесь работать с различными материалами
  • Сможете разбираться в инструментах и подготавливать их к работе
  • Поймете способы изучения иероглифов и принципы поиска их
  • Сможете самостоятельно читать печати других мастеров
  • Познакомитесь с принципами композиций печатей и стилями разных мастеров
  • Узнаете как можно создать самостоятельную работу из печатей или как использовать печати в дополнении к живописи.
  • Самостоятельно сделаете собственные печати для личного пользования

Искусству резьбы традиционных китайских печатей уже более трех тысячелетий, и за это время в этом направлении было выработано множество стилей, при этом люди, относившиеся к каждому классу, также имели печати с отличиями по виду и названиям имели представители чиновничьего класса, члены императорских семей и даже простолюдины.

Но если для жителей Китая назначение и виды таких изделий в большинстве случаев очевидны, то специалисты из других стран часто не могут сойтись в едином мнении по поводу значения и названия печатей. В то же время энтузиасты, которые увлекаются китайским художественным искусством, даже не знают о том, что некоторые китайские художники в первую очередь были талантливыми и известными резчиками печатей, и уже потом – живописцами.

Китайские печати имеют художественную очередь для коллекционеров, художников, а также среди самих мастеров, занимающихся таким ремеслом. Подобные изделия имеют и утилитарное значение: с помощью них на объектах традиционной китайской живописи (гохуа) художники оставляли подобие своего личного автографа, но при этом он передавал смысл и тему конкретной работы.

Печати представляют интерес и исключительно с эстетической точки зрения: в ходе изучения таких объектов начинающие и давно практикующие мастера создают свои стили и темы, а иногда даже разрабатывают уникальные иероглифы, которые отражают смысл, заложенный в них автором. В результате того, что содержание не всегда кроется лишь в одном слове или образе, некоторые печати представляют собой действительно сложные композиции, включающие неоднозначные загадки и ребусы.

По набору китайских печатей, созданных одним мастером на протяжении его жизни, можно очень много сказать о человеке, его жизни и характере, особенно если учесть, что многие такие мастера за всю жизнь применяли не одну сотню изделий. В этих печатях можно увидеть имена, даты, памятные места и важные для человека события, но иногда смысл печатей был достаточно простым и содержал лишь тезисы, которые приводили к рождению нового шедевра, и эти краткие мысли с помощью печатей фиксировались на таком художественном объекте.

В наше время о китайских резных печатях знает не так много людей, особенно за пределами Китая. Отчасти это обусловлено страхом перед сложностью таких работ и отношением к изготовлению этих изделий как к недосягаемому и тонкому ремеслу. Но стоит только начать постигать это сложное и интересное искусство – и остановиться уже невозможно.

Резьба печатей – одно из четырех традиционных китайских искусств, наряду с каллиграфией, живописью и поэзией. История китайских печатей уходит корнями к династии Инь, существовавшей 3700 лет назад. Тогда гадатели вырезали свои предсказания на панцирях черепах. 2200 лет назад китайцы стали вырезать свои имена на домашней утвари и на документах (из дерева или бамбука), чтобы обозначить их принадлежность хозяину. Затем появилась гравировка персональных имен на кости, камне и дереве – то, что мы подразумеваем под китайскими печатями сейчас.

С 5 века до н.э. печать стала непременным атрибутом назначения императором или князем чиновника на какой-либо пост. Печать олицетворяла собой должность и власть. Частные лица использовали печати для удостоверения письменных документов или просто как символ удачи и процветания владельцев.

Типичный высокий постамент с квадратным основанием

Материалы

По материалу, используемому для печати, можно было определить положение владельца в обществе. Обычные граждане использовали печати из дерева, камня или рога. Знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня чанхуа (тяньхуан), яшмы, агата, горного хрусталя, слоновой кости и других ценных материалов.

Особые ценители предпочитали печати, сделанные из драгоценных и полудрагоценных камней типа гелиотропа, нефрита, агата, хрусталя, из слоновой кости (ныне повсеместно запрещена к использованию) и других ценных материалов. Императоры использовали для своих печатей золото или драгоценные камни. Сегодня китайские центральные правительственные ведомства используют как правило бронзовые печати, ведомства уровнем пониже – деревянные.

«Тяньхуан» – вид камня, который считается в Китае лучшим материалом для скульптуры и гравировки печатей. Его даже называют «императором камней». В прошлом он ценился на вес золота, в наше время даже выше. В 1996 г. на аукциоен была выставлена печать эпохи Цинь из камня «тяньхуан» весом 460 грамм, со стартовой ценой в 300 000 юаней. Печать была продана за 1,4 млн. юаней (больше 6 млн руб). Это самый дорогой камень «тяньхуан», известный в мире.

Печати вырезают двумя способами: инь – белая надпись на красном фоне, и ян – красная надпись на белом фоне. «Тело» печати украшено резьбой и скульптурой. чем они искуснее, тем дороже будет стоить заготовка печати. Цена печати так же зависит от материала, из которого она изготовлена. На цену резьбы печати влияют твердость материала, размер заготовки, выбранный способ резьбы – инь или ян, количество черт и иероглифов.

Иероглифы на печати могут быть рельефными (выпуклыми) или углубленными. Дорогие печати принято украшать различными надписями сбоку, а навершия часто сами по себе представляют произведения искусства, украшаются различными фигурами. Часто можно встретить фигуру льва – символ власти и процветания.

Китайские львы – они такие смешные

Драконо-черепаха из слоновой кости

Дракон с жемчужиной – популярный сюжет навершия, как и лев.

Еще одна необычная форма. Иногда делают дырочки для шнура. Как нэцке.

Печать как произведение искусства включает в себя три аспекта: каллиграфию, композицию и гравировку. Мастер должен владеть всеми стилями каллиграфии. Он должен владеть приемами компоновки и композиции, для того чтобы на ограниченном пространстве разместить несколько сложных иероглифов и добиться высокого эстетического эффекта. Он должен уметь работать с разными материалами. Для разных материалов применяются различные ножи и используются различные навыки резьбы. Наблюдение за работой резчика печатей – для китайцев естественный и популярный вид культурного отдыха.

Чернильная паста для печатей

Чернильная паста, используемая для оттиска печати, по-китайски называется «иньни» (чернильная глина). В древности для печати на официальных документах использовали глину, как сургуч в наше время. Позже словоминьни стали называть аналог чернильной подушки – пасту, как правило, красную.

В состав высококачественной чернильной пасты входят киноварь, жемчуг, мускус, коралл, рубин, касторовое масло, красный краситель. Настоящая паста приятно пахнет.Аналоги в наших магазинах восточной экзотики похожи на обычную гуашь, по виду, свойствам и запаху. В состав пасты высшего уровня может входить чистое золото и другие редкие вещества, с помощью которых оттиск становится неповторимым и сохранятся веками.

Чтобы сделать оттиск, необходимо гравировкой печати коснуться несколько раз чернильной подушки, проверить равномерность окраски и прижать слегка к документу, не сильно. Прежде чем поднять руку, выждать немного, тогда оттиск будет аккуратным и четким.

Печать ставится на каждом каллиграфическом свитке или живописной работе, она является эквивалентом подписи художника и придает произведению искусства дополнительную ценность. Приложением печати к бумаге художник завершает работу над картиной. Он видит пред собой законченную картину и выбирает место, на котором она лучше всего украсит и сбалансирует композицию. Печать отражает мастерство автора как каллиграфа и резчика.

Красный оттиск китайской печати – это не только подпись или знак, но и предмет эстетического созерцания и прикосновение к культуре Востока. Печатям в Китае отводится особый раздел в музейных экспозициях, в вузах им посвящается отдельный курс.

"Печатный" стиль в интерьере

И в завершение темы – уход за печатями (чистка).
Замечательная музыка: Aalborg - Deep Sea Orchestra. Из весьма далекого от Китая города, но подходит по духу и к Китаю, и к Новому году.