Рупорная акустика и ее обзор. Информация громкоговоритель рупорный Как работает рупор

1 неделя назад

сразу видно видеомонтаж, кругом волны а человек стоит как вкопаный.

2 недели назад

Странный мужик.. очень странный

1 месяц назад

Дифузории вы и сотой доли не поняли, Хээээ)) (потому, что устали)

1 месяц назад

1 месяц назад

Интересно

2 месяца назад

После того как Нетребко закатила глаза, ... да пошёл рупор в жопу!!!

4 месяца назад

Ох, как она спела!

9 месяцев назад

Якорь в *опу 😅😅😅 Угарнул))) и, кстати, скоро нас уже 100 тыс будет 👍 так держать

9 месяцев назад

когда-нибудь, если это не утонет в пучине ютуба, эти видео станут классикой!

9 месяцев назад

Рупор, ОЯ. ЗЯ уже были. Можете сделать ролик про фазонверторное оформление АС и почему вы его не любите?
Заранее благодарю.

9 месяцев назад

Достаточно понятнее стало чем сам в интернете искал похожую информацию

Есть в запасах несколько автомобильных рупорных оповещателей и решил их переделать для оповещения перед домом
И вот оказалось что при высоких уровнях громкости искажения огромные и отложил идею

А так интересно

9 месяцев назад

Також цікаві ваші суб"єктивні смаки тої чи іншої речі, схеми і т.д.

9 месяцев назад

не могу сказать что рупора мало используют. очень даже и причем во всех трех диапазонах СЧ, правда реже. Их отличает резкий фронт, высокий КПД и отсутствие болезней ЗЯ и ФИ. Отсутствует гудение как у ФИ, что очень приятно при прослушивании рока и классики. в 2010г собрал себе ковши (scoop) под 15 головы и очень доволен. к ФИ и ЗЯ больше не вернусь. Огромный минус - огромный размер и вес. В сочетании с триамп системой усе достаточно прозрачно.

10 месяцев назад

За 20 минут объяснить столько всего про рупоры человеку, который ничего об этом не знал (мне) - это поистине титаническая работа. Конечно, как вы сказали, и 1/100 нет, но я думаю со временем вы и до 100/100 дойдете!!

10 месяцев назад

Можете прояснить один момент, почему при замене рупорных вч драйверов производитель рекомендует в сервис-мануале проводить тест этих драйверов на частоте 1-3кгц, хотя реально они работают в полосе 8-20 кгц?
Тест проводить с использованием сети(кроссовера) и с точным акустическим подбором в паре?

10 месяцев назад

Среди любителей автозвука существует точка зрения, что если КПД динамика 1%, то все остальные 99% подводимой мощности идут на разогрев звуковой катушки. Я уже много лет разъясняю, что это неверно. Что головка громкоговорителя является последовательным преобразователем двойного действия: электромеханическим и механоакустическим.
То есть, сначала электрическая энергия преобразуется в механическую. Здесь порядок потерь примерно такой же, как в электродвигателе, то есть, они небольшие, до 10-20%. Это вот и есть потери на разогрев звуковой катушки, на преодоление сил трения в элементах подвеса, центрирующей шайбы, и т.д. А вот дальше идет преобразование механической энергии движения диффузора в акустическую, и именно здесь наибольшие потери КПД из-за низкой сопротивляемости среды.
Однако не все принимают этот факт, и особо стойкие продолжают упорствовать, мол, враки, вся мощность идёт на разогрев катушки.
Тогда был поставлен опыт, доказывающий, что проблема именно в среде. Логика простая: берём два одинаковых динамика и крепим их "лицом к лицу" на очень небольшом расстоянии. У меня это было 0,5 см между фланцами. Получился такой себе "тяни-толкай" со связующей прослойкой воздуха.
Один динамик подключаем к выходу усилителя, а звуковую катушку другого просто закорачиваем малым сопротивлением амперметра.
Если динамик является плохим электромеханическим преобразователем, и почти вся энергия уходит в разогрев катушки, то стало быть, во внешнюю среду динамик выдаст совсем слабые колебания, а второй ослабит их ещё больше, и ток через катушку ведомого динамика будет мизерным по сравнению с током через катушку "ведущего" динамика.
Если теперь на первый динамик подать синусоидальный сигнал, то он будет раскачивать диффузор второго динамика, и по току через амперметр мы сможем судить о том, какого порядка будут потери после преобразования двумя динамиками электрической энергии в электрическую же.
Так вот, опыт показал, что ток в звуковой катушке ведомого динамика не намного меньше, чем ток в катушке ведущего динамика. На разных частотах КПД этого "тяни-толкая" был разным, но не 1%, а в десятки раз больше, доходя до 80% на некоторых частотах. До 80%, Карл!
Это однозначно свидетельствует о том, что как электромеханический преобразователь, динамик очень эффективен, и ни о каких 99% тепловых потерь в катушке не может быть и речи.
Любой желающий может повторить этот опыт у себя с любыми НЧ динамиками. Я это проделывал дважды: с 8ГД-1 и 30ГД-2Б (75ГДН-1-4).
В данном видео Александр пояснил, почему динамик плохо преобразует электрическую энергию в акустическую. Если это будет замечено широкими массами "колонкостроителей и сабостроителей", это будет замечательно.

Ajoutée 9 août 2017

Почему рупоры звучат громко, но их так мало используют в электроакустике, то есть в колонках? Относительно недавно рупоры использовались повсеместно: и в граммофонах, и в патефонах. На площадях, в парках и на вокзалах из рупоров звучали важные сообщения и играла музыка. Однако оказалось, что рупор… Э, нет, что же дальше про рупоры вы узнаете, посмотрев фильм «Рупор». Как всегда, занятно, весело и познавательно. Невероятные приключения, удивительное спасение и счастливый конец. Это приключенческо-теоретический эпос.
В этом фильме рассказано про принцип работы рупора, о их видах, формах образующих, какие из них самые оптимальные и лучшие, каких размеров должны быть рупоры, какой КПД у рупоров, почему рупор называют акустическим трансформатором, как оформлять объемы спереди и сзади диффузора и многое другое. Всего, конечно же, рассказать про рупоры в таком маленьком фильме не получилось, но наконец-то вы узнаете, почему в рупор громче и почему не надо нам такого счастья.
Синопсис. В бушующем море навстречу друг другу гонимые стихией несутся два судна, и, казалось, гибель неминуема, но…
Сэр, возьмите же рупор.
Рекомендованная статья: Bjørn Kolbrek, "Horn Theory"
www.grc.com/acoustics/an-introduction-to-horn-theory.pdf
Поддержать канал - www.patreon.com/ensemb
#аудио #акустика #звук #рупор

Commentaires

    сразу видно видеомонтаж, кругом волны а человек стоит как вкопаный.

    Странный мужик.. очень странный

    Дифузории вы и сотой доли не поняли, Хээээ)) (потому, что устали)

    Интересно

    После того как Нетребко закатила глаза, ... да пошёл рупор в жопу!!!

    Ох, как она спела!

    Якорь в *опу 😅😅😅 Угарнул))) и, кстати, скоро нас уже 100 тыс будет 👍 так держать

    когда-нибудь, если это не утонет в пучине ютуба, эти видео станут классикой!

    Рупор, ОЯ. ЗЯ уже были. Можете сделать ролик про фазонверторное оформление АС и почему вы его не любите? Заранее благодарю.

    Достаточно понятнее стало чем сам в интернете искал похожую информацию Есть в запасах несколько автомобильных рупорных оповещателей и решил их переделать для оповещения перед домом И вот оказалось что при высоких уровнях громкости искажения огромные и отложил идею А так интересно

    Також цікаві ваші суб"єктивні смаки тої чи іншої речі, схеми і т.д.

    не могу сказать что рупора мало используют. очень даже и причем во всех трех диапазонах СЧ, правда реже. Их отличает резкий фронт, высокий КПД и отсутствие болезней ЗЯ и ФИ. Отсутствует гудение как у ФИ, что очень приятно при прослушивании рока и классики. в 2010г собрал себе ковши (scoop) под 15 головы и очень доволен. к ФИ и ЗЯ больше не вернусь. Огромный минус - огромный размер и вес. В сочетании с триамп системой усе достаточно прозрачно.

    За 20 минут объяснить столько всего про рупоры человеку, который ничего об этом не знал (мне) - это поистине титаническая работа. Конечно, как вы сказали, и 1/100 нет, но я думаю со временем вы и до 100/100 дойдете!!

    Можете прояснить один момент, почему при замене рупорных вч драйверов производитель рекомендует в сервис-мануале проводить тест этих драйверов на частоте 1-3кгц, хотя реально они работают в полосе 8-20 кгц? Тест проводить с использованием сети(кроссовера) и с точным акустическим подбором в паре?

    Среди любителей автозвука существует точка зрения, что если КПД динамика 1%, то все остальные 99% подводимой мощности идут на разогрев звуковой катушки. Я уже много лет разъясняю, что это неверно. Что головка громкоговорителя является последовательным преобразователем двойного действия: электромеханическим и механоакустическим. То есть, сначала электрическая энергия преобразуется в механическую. Здесь порядок потерь примерно такой же, как в электродвигателе, то есть, они небольшие, до 10-20%. Это вот и есть потери на разогрев звуковой катушки, на преодоление сил трения в элементах подвеса, центрирующей шайбы, и т.д. А вот дальше идет преобразование механической энергии движения диффузора в акустическую, и именно здесь наибольшие потери КПД из-за низкой сопротивляемости среды. Однако не все принимают этот факт, и особо стойкие продолжают упорствовать, мол, враки, вся мощность идёт на разогрев катушки. Тогда был поставлен опыт, доказывающий, что проблема именно в среде. Логика простая: берём два одинаковых динамика и крепим их "лицом к лицу" на очень небольшом расстоянии. У меня это было 0,5 см между фланцами. Получился такой себе "тяни-толкай" со связующей прослойкой воздуха. Один динамик подключаем к выходу усилителя, а звуковую катушку другого просто закорачиваем малым сопротивлением амперметра. Если динамик является плохим электромеханическим преобразователем, и почти вся энергия уходит в разогрев катушки, то стало быть, во внешнюю среду динамик выдаст совсем слабые колебания, а второй ослабит их ещё больше, и ток через катушку ведомого динамика будет мизерным по сравнению с током через катушку "ведущего" динамика. Если теперь на первый динамик подать синусоидальный сигнал, то он будет раскачивать диффузор второго динамика, и по току через амперметр мы сможем судить о том, какого порядка будут потери после преобразования двумя динамиками электрической энергии в электрическую же. Так вот, опыт показал, что ток в звуковой катушке ведомого динамика не намного меньше, чем ток в катушке ведущего динамика. На разных частотах КПД этого "тяни-толкая" был разным, но не 1%, а в десятки раз больше, доходя до 80% на некоторых частотах. До 80%, Карл! Это однозначно свидетельствует о том, что как электромеханический преобразователь, динамик очень эффективен, и ни о каких 99% тепловых потерь в катушке не может быть и речи. Любой желающий может повторить этот опыт у себя с любыми НЧ динамиками. Я это проделывал дважды: с 8ГД-1 и 30ГД-2Б (75ГДН-1-4). В данном видео Александр пояснил, почему динамик плохо преобразует электрическую энергию в акустическую. Если это будет замечено широкими массами "колонкостроителей и сабостроителей", это будет замечательно.

    Форма пирамиды - для большей волны ЭМИ. Вершина и ребра - волнорезы, передают колебания к центру основания, по принципу действия рупора (силы электромагнитных колебаний звуковой волны, через молекулы воздуха, передаются материалу стенок рупора; сопротивление этой силе, даёт дополнительные колебания зарядов вещества стенок с той же частотой - усиливается звук).

    Создал 3д модель рупорной подставки для смартфона meizu m6 note, напечатал на 3д принтере и результат меня просто поразил... Ни кто не ожилал таких приображений! Звучит на много лучше, громче, красивее. Кому интересно можете попробовать подставку на такомже телефоне, я её вылржил на 3d today в свободном доступе. Но првторюсь подойдет только к одному телефону (название выше) инструкции для печати там описаны.

    Клоунада. Инфо полезное человек грамотный интересно слушать НО НЕ СМОТРТЬ!

    отдельный канал для рупоров!

    Почти бесконечная труба с рупором?... Так это же контрафагот! :)

    А что если изменить акустическое сопротивление среды? Как поведет себя динамик в атмосфере из углекислого, или ещё более плотного газа? Видел недавно видео с динамиком под водой, но там было все на уровне заработает или нет. И что произойдёт со звуком, при переходе границы двух сред, а то нам в атмосфере СО2 не комфортно дышать будет.

    Интересная и необычная видеосъемка на открытой диафрагме. Этакое видео боке))) Ну а контент клнечно зачетный!

    Здравствуйте. Скажите, пжл, свое мнение, касательного этого чудо-юда.Triad Cinema Reference CR-1 Стоимость таких вещей не позволяет быстро узнать что внутри, да и погладить(не говоря, чтоб включать)подовляющему большинству не удастся. Вопрос: жизнеспособна схема, из компонентов, раз в сто дешевле, в том числе корпус и, или дерево, дсп и т.д? Теряет ли она смысл, т.е. схема? ..Не метод, ли это Китайских товарищей, правда, с иным мотивом, но той же целью? И что должно быть внутри, доп. фи, фильтра? Спс. Извините, мою невнимательность, если задал вопросы, ответы на которые были в Вашем видео. Профан я в этом.

    Ставим в верхние углы комнаты по нч динамику и не паримся с теорией. Шах и мат меломаны. У такого рупора все прекрасно, кроме одного но катастрофического недостатка: его невозможно продать.

    Я не инженер и не электрик но собираю себе саб потому что хочу.и хочу сделать хорошо нуждаюсь в совете и по корпусу и по комплектующим отзовитесь сочувствующие и интересующиеся..

    У оперных певцов рупора знатные....

    Было бы здорово кроме патреона добавить нормальный русскоязычный способ поддержки. Уверен количество донатов увеличится. Меня отпугивали по очереди три фактора: 1 Англоязычность 2 Необходимость регистрации 3 Регулярность взносов.

    То есть в воде обычный динамик будет гораздо громче? У нее же больше плотность чем у воздуха.

    Ждём продолжения историй про рупоры.

    А это тем, кто действительно заинтересован в рупорах. hornresp.net/

  • Вам бы зубки сделать, было бы вообще хорошо. всетаки 65К подписчиков, надо прихорашиваться

    Рупор вам в ж...))) в жж

    Очень интересно. В этом году задачу по рупорам дали на турнир юных физиков (iypt.org), буду всем новичкам показывать ваше видео, чтобы было с чего начать.

    Молодец!!!)

    Парфенов 2 !!!

    Видео интересно делаете. по театральному))

    Александр, а тема то не раскрыта... Вы не считайте?

    то чувство что поднял айкйю еще на 10 баллов

    Интересно умничаете:) Спасибо большое за видео! Местами сложно, но со временем начинаешь понимать.

    Посмотрел несколько видео про акустику и только сейчас догадался поставить скорость воспроизведения на 1,25

    случайно напал на ваш канал...а тута...смотреть не пересмотреть)

    СИлЬНЫЙ КОНТЕНТ!!!

    процентов 40 информации для меня это матрица:))))зато трубы Войта стоят дома и радуют каждый день

    Александр, подскажите пожалуйста_ на какой вч динамик, можна заменить родной в Амфитон 25АС-027? Выбор стоит между обычной пищалкой с акустики от музыкального центра SONY, PANASONIC, JVC, AIWA 1998-2006 г.в. и вч драйвером от напольных колонок с большими нч динамиками(10, 12, 15 дюймов)... или может что-то другое посоветуете.. Спасибо.

    Ого! Якорь вам в -ж- прямую кишку! Я тут подписываюсь, понимаете ли, а Вы мне маленькую тележку вместо вагона??? (шутка, медузу вам за воротник) Очень интересно! Спасибо!

    мужик молодец.все видео супер.

    Сделал себе рупорный короб в авто для сабвуфера, длина самого рупора 170см, но это не обычный рупор, а так называемый обратно-нагруженный(есть объём для сабвуфера и дальше идёт порт(рупор). Играет такой короб у меня от 24гц до 50гц+. Сегодня замерил результат 139,8дб(питания мало)

    Да, тема сисек не раскрыта.

    Мистика какая-то: почти ничего нового не узнаЮ, но слушаю, слушаю.. Гипноз? Таки лучше на скорости 1,25:-)

    funktione one - реально работающие рупорные кластерные концертные системы. Их рупорные сабы на драйвере 21" звучат очень круто.

    Расскажи по конкретнее про Обратно-нагруженные рупора (низко-частотные)

    ага) неэффективны на нч) а как же концертники типа cervin vega ts42)))) чуйка 108дбс/вт/м, в сравнении с зя/фи в 100-103 с такими же динамиками в 21" в зя/фи) ну да, 6-8дб разницы чуйки это ничего) лол))) ага и 10% кпд для нч рупоров, ага, а концертные рупорные стеки уже за акустику не считаются? чуйка в стеках от 4х штук с 18" драйверами и устьем в 4-6тыс кв см на саб уже под 112-114дб, это уже как раз те самые 30-50% кпд, другой вопрос что дома такую акустику не поставишь, но все же цифры вполне реальны

Рупорная акустика

Рупорная акустика всегда была дороже обычной. И не удивительно, что самыми горячими поклонниками такой акустики являются те пользователи, которые когда-то владели традиционными колонками.
Ничего удивительного в этом нет. Искушенный слушатель всегда оценит общую гармонию, целостность восприятия и естественность звучания.
Акустика рупорная самому пользователю нравится в виду своей музыкальности и умения захватывать слушателя.

Что это такое

Современная аудиоаппаратура способна воспроизводить весь диапазон требуемых частот. Этого бывает достаточно для передачи музыкальных композиций, но совершенно недостаточно для создания ощущения присутствия слушателя.
Как скажет вам любой меломан, есть что-то такое, которое отвечает за передачу не просто музыки, мелодии, но и за передачу эмоций исполнителя. Рупорная акустика как раз отлично с этим делом справляется.
Рупорная акустика устроена не так, как обычная. Динамик(см.) в ней не совсем больших размеров и присоединяется он к рупору, увеличивающему громкость его звучания.
Это можно сравнить с тем случаем, когда человек, чтобы докричаться до собеседника на большом расстоянии, складывает руки рупором.

Примечание. Если вы задумались о приобретении рупорной акустики в свой автомобиль, спешим предупредить: разница между хорошими и плохими рупорными динамиками очень существенная, чем это наблюдается в традиционных вариантах.
Дешевая рупорная акустика, изготовленная недобросовестным производителем, никак не может выступать в роли сравнения. Именно такие дешевые варианты и породили слухи о том, что якобы рупорная акустика хороша, но звук в них окрашивается.

Что касается качественных рупорных динамиков, то стоят они всегда дорого. В них всегда задействованы магниты Alnico и диафрагмы из экзотических металлов.
Собирается рупорная акустика всегда согласно строгим допускам и размерам. Одним словом, такая технология производства не может подразумевать никаких компромиссов и снижения затрат.

Приведем примеры. Двухдюймовый компрессионный драйвер TAD, используемый во всех моделях рупорной акустики Цезаро, стоит около 1 тысячи евро. В то же время, самый дорогой твиттер на сегодняшний день, это Скан Спик с бериллиевой диафрагмой и стоит он всего-то около 600 долларов.

Рупорная акустика для авто – это всегда уникальные изделия, выпущенные сериями. Имена некоторых золотыми буквами вписаны в историю автозвука.
Например, это японская рупорная акустика Максоник, выпускающаяся с 1932 года. Сегодня Максоник представляет всегда высокотехнологичные изделия.
При создании всегда применяются дорогие технологии с использованием магнитных систем в излучателях.

История

Итак:

  • Интересно будет знать о том, что самые первые в мире громкоговорители были рупорного типа. Они появились еще в 20-е годы прошлого столетия.
    Технология создания была единственной и делать другие акустические системы тогда просто не умели;
  • Лет через десять появляются АС уже похожие на сегодняшние варианты традиционной акустики. Они завоевали сразу же большую популярность, а про рупорную акустику забыли.
    Тогда ошибочно считалось, что идеальным местом для рупорной акустики будет озвучивание больших пространств, а для приятного прослушивания музыки она просто не годится;
  • Проходит еще лет десять и знаменитый американский инженер создает совершенно новую конструкцию рупорной акустики. Именно Пол Клипш (так звали инженера) доказал, что рупорная акустика позволит воспроизводить музыкальные композиции с очень высоким качеством.

Примечание. Именно тогда инженер основывает компанию по производству рупорной акустики, которая и по сей день является мировым лидером. Компанию назвали Клипш, а динамики такого типа «клипшами».

  • Интересно, что меломаны сразу же «раскусили», что «клипши» воспроизводят музыку как-то по-особенному. С этого времени рупорная акустика становится выбором довольно узкого круга ценителей настоящей музыки;
  • Вторая половина прошлого века ознаменована появлением уже совершенно новых носителей. К тому же, появляются новейшие разработки и новые подходы для обработки и усиления звукового сигнала;
  • Наконец, достигнув апогея модернизации и совершенствования, люди стали понимать, что звучанию так и не удалось придать «живости». И тогда взоры многих обратились к рупорной акустике, на которую приблизительно три года назад начинается настоящий бум.

Магическое звучание рупорных систем

Итак:

  • То, что рупорная акустика звучит по-особенному убедиться совсем несложно. И для такого звучания есть все предпосылки. Во-первых, рупорная акустика обладает высокой чувствительностью. Это дает возможность воспроизводить самые тонкие нюансы, передавать эмоции исполнителя;
  • Во-вторых, рупорная акустика выпускает такие звуковые волны, которые более «естественны» по своей природе по сравнению с колебаниями воздуха, выходящими из традиционных динамиков;
  • Рупорная акустика может воспроизводить низкие частоты, но от этого зависят ее размеры. Говоря иначе, чем более низкие частоты приходится воспроизводить, тем большими должны быть размеры рупорного динамика.

Примечание. Именно по этой причине рупорная акустика используется в большинстве своем для воспроизведения СЧ и ВЧ, но если подобрать себе колонки побольше, то и НЧ будут воспроизводится на самом высоком уровне.

  • И это еще не все. Воспроизводиться будут низкие частоты не просто так, а на самом высоком уровне. Правда, разницу в воспроизведении способны отличить только самые тонкие ценители звука.

Примечание. Интересно, что в последнее время довольно часто встречаются динамики, где только излучатели ВЧ выполнены в виде рупора. К примеру, те же АС серии Клипш Референц выполнены по данному образцу.

  • Высокие частоты, воспроизводимые рупорными колонками, звучат намного звонче. Не стоит говорить, что качество ВЧ лучше, чем при использовании обычных пищалок.

В последнее время среди производителей рупорной акустики хотелось бы выделить отдельно итальянскую компанию Зингали. Инженеры этой фирмы создали оригинальный рупорный излучатель, который одновременно воспроизводит СЧ и ВЧ, а при этом еще и красиво выглядит.

Рупорная акустика в авто

Не стоит говорить, что все автомобильные традиционные АС не позволяют добиться высокого качества звучания. Дело не в чем-нибудь, а в тесном салоне.
Вот рупорные дадут шанс значительно возвеличить звук, создать эффект присутствия (как будто сидишь в студии или на концерте). Объяснить все можно просто: рупор увеличивает расстояние, на которое распространяются звуковые волны, одновременно увеличивая плотность звука и придавая характерную мелодичность.
Технические решения размещения такой акустики в автомобиль могут быть разными:

  • Так, самым популярным способом является установка громкоговорителя спереди, фронтально на стенке корпуса, внутри которого образуется основной волновод. Он имеет выходное отверстие наружу;
  • Другой вариант подразумевает рупорную систему, где есть НЧ громкоговоритель. Его помещают в отдельный корпус. Той же участи следуют ВЧ и СЧ динамики, которые тоже помещаются в соответствующий корпус в отдельности друг от друга.

Преимущества и недостатки рупорной акустики

На этом закончим наш обзор рупорных акустических систем. В последнее время их стали все чаще устанавливать в автомобили своими руками, с использованием пошаговых инструкций, полезных видео обзоров, чертежей и фото – материалов.
Цена на хорошую рупорную акустику очень высока, но ярых меломанов это не остановит.

В США в кондовом официозе New York Times вышла зрадофильская статья, в которой авторы заявляют о том, что поставленные в Саудовскую Аравию американские системы ПВО оказались неэффективными при отражении удара баллистической ракеты из Йемена.
Фабула такова. На вооружении Саудовской Аравии стоят широко разрекламированные комплексы ПВО "Пэтриот". Хуситы периодически выпускают с территории Йемена по Саудовской Аравии крылатые и баллистические ракеты (некоторые из которых, как утверждают саудиты, тайно завозятся в Йемен из Ирана). Кое-что сбивают, кое-что достигает цели. До недавнего обстрела крылатыми ракетами АЭС в Абу-Даби, самым громким эпизодом был удар баллистической ракеты из Йемена по международному аэропорту Эр-Рияда.
Хуситы после пуска заявили, что ракета успешно достигла цели. Саудиты заявили, что ПВО сработала как надо и опасности не было. Но как утверждают американцы, саудиты врут.


Баллистическая ракета Burqan 2 (иранский вариант модернизации старого-доброго советского SCUDа) была выпущена из северо-западных районов Йемена и успешно достигла Эр-Рияда, где по ней был открыт огонь системами ПВО Саудовской Аравии.
Саудиты отчитались, что ракета поражена. Трамп тоже заявил, что ракета была поражена, а "Пэтриот", лучшая система ПВО в мире.

Американцы утверждают, системы ПВО отработали по отделившимся от ракеты компонентам, в то время как сама боеголовка успешно прошла над противоракетным щитом и счастливо достигла аэропорта Эр-Рияда.
Соответственно, американские же эксперты утверждают, что правительства США и Саудовской Аравии лгут или же дезинформированы о реальной эффективности комплекса "Пэтриот".
В качестве доказательства делаются отсылки к войне в Персидском заливе, где как утверждалось, "Пэтриот" успешно сбивал иракские SCUDы, тогда как на практике. эффективность американских систем ПВО оказалась гораздо ниже заявленной.


Схема произошедшего.

Американские эксперты утверждают, что саудиты в лучшем случае попали в отделившуюся заднюю часть ракеты или же не попали в нее вовсе.
Спутниковые снимки аэропорта показывают район попадания ракеты рядом с взлетно-посадочной полосой недалеко от терминала. Также приводятся свидетельства гражданских лиц, которые слышали взрыв совсем рядом с аэропортом.
Из этого делается вывод, что боеголовка успешно преодолела американскую систему ПВО и достигла цели, лишь по счастливой случайности миновав терминал аэропорта. Промах составил около 1 километра и как утверждают американцы, хуситы наверное сами не поняли, насколько они были близки к поражению столь крупной цели, что стало бы очень болезненным ударом по саудовской монархии.

https://www.nytimes.com/interactive/2017/12/04/world/middleeast/saudi-missile-defense.html?smid=tw-share - полностью статья на английском

1. С одной стороны, можно этим аргументировать заинтересованность саудитов в покупке С-400, потому что американский комплекс откровенно не справился.
2. С другой стороны, возможно дело не в самом комплексе, а в низком уровне подготовки личного состава, который не справился с стоящей задачей, что для военных Саудовской Аравии обычное дело.

В итоге, вопросы возникли уже у американцев, так как официальная пропаганда утверждает, что это один из лучших комплексов ПВО в мире, а тут через него прошла отнюдь не новая йеменская ракета. То, что это вылезло в открытый доступ, говорит о том, что ЧП вышло далеко за пределы йеменской войны. Разумеется этот эпизод будет сравниваться с недавним ракетным обстрелом иранской базы под Дамаском, где сирийская система ПВО сбила как минимум 2 израильские ракеты. А тут получается одиночная цель прошла через всю противовоздушную оборону Эр-Рияда. Есть о чем задуматься.